ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяДом-музей художникаРейксмюсеум
Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Рембрандт
“Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене...”
Главная
Поиск

страница 33

ти, которые потом завладеют им полностью.Голова Давида качнулась вправо, и взгляд тоже устремлен в противоположную отУрии сторону.     Великолепно вылепленная  посредством сложнейших  светотеневых переходовголова старого летописца в глубине слева, его покрытое морщинами лицо, мешкипод  глазами и  невыразимая жалость во взоре дает новое  содержание основнойтеме. Так, сопоставляя  три лица,  повернутых в сторону зрителя и  данных наразных планах, художник достигает удивительной психологической  концентрациидействия. Нельзя  сказать, что  в  этой  картине  Рембрандт соединяет разныемоменты:  пространство и время для него равнозначны. Именно поэтому развитиедействия приобретает ни с чем не сравнимую наглядность.     Так  исключительная  по  смелости  композиция,   ее   новизна   находятподкрепление в свободе  живописного  выражения.  С наибольшей силой  чувствагероев раскрываются здесь через цвет. Рембрандт давно уже пользовался цветомкак носителем эмоционального начала в живописи, но  в этой картине он отдаетему, даже по сравнению со светотенью, главную  роль. Родившийся из освещениямир Рембрандта превращается в  мир  красок,  действующий на  нас  не  толькоотношениями тона  к  тону, но в первую очередь цвета к цвету. Холодные  тонаодежды Давида и его  седеющая борода красочно  противопоставлены  насыщеннойгорячими тонами  одежде громадной, трагической фигуры Урии. В  свою очередь,разные   оттенки   красного   цвета,  основного   цвета  одежды   Урии,   откарминно-вишневого   в   темных   местах   до  сверкающего   чисто-красного,оживленного  желтым и  чуть  заметными мазками  белого  цвета,  сталкиваясь,создают  редкое по красоте  и в то  же время  как бы  конфликтное сочетание.Золотые блики на богатых восточных одеждах  вызывают  впечатление тревожногомерцания.     Мир   картины,   созданный   такой   взволнованностью,   таким  нервнымнапряжением, на таком накале  страстей гениального художника, этот условный,в сущности,  мир становится  значительно  реальней,  чем окружающая  зрителядействительность  музея.  Цвет и  композиция взаимно подкрепляют друг друга.Разнообразная гамма человеческих чувств - скорбь, тоска, угрызения  совести,понимание предательства, предчувствие близкой  смерти, страх и одиночество насыщают картину глубоким  эмоциональным содержанием. Картина "Давид и Урия"- единственная по своей структуре в мировой живописи.     Рембрандта  нельзя  повторить,  его невозможно  даже скопировать. Любоеизменение  тончайшего  полутона,  чуть  сдвинутое   пятно  (пусть  даже   невоспринимаемое  глазом)  -  и  все  станет  меняться.  Открытый  Рембрандтомживописный мир настолько необычен и сложен,  что до сих  пор  никто не  смогопереться на него в своей работе.     А вокруг художника становилось все  меньше и  меньше друзей, все большесужался круг близких. В феврале 668-го года Титус женился  на Магдалене ванЛоо,  дочери  ван Лоо,  с которым  Рембрандта  связывала долголетняя дружба.Когда   Титус   с  Магдаленой  сели,  наконец,  под  свадебный  балдахин,  иторжественная трапеза началась - вот тут-то молодые художники и обе девушки,их помощницы,  окончательно сорвались  с цепи. Никто  никогда  еще не  виделАарта де Гельдера  таким  безудержно веселым. Подпрыгивая на  стуле,  он пелсвадебные  песенки,  которые  заставляли дам делать  вид,  будто они страшношокированы,  хотя в действительности, прячась за  свои  веера и бокалы,  онихохотали еще громче мужчин.     Корнелия оглянулась вокруг: всюду - одни багровые хохочущие лица. Времяот времени она бросала взгляд в самый конец стола.  Там, среди дальней роднии второстепенных гостей, сидел  Рембрандт - погруженный в себя, с загадочнойулыбкой, приоткрывавшей беззубый  рот.  Он не пожелал  сесть среди родителейневесты, где для него было  приготовлено высокое, украшенное венком  кресло.Его умоляли,  настаивали,  но  так  ничего  и не  могли  с ним поделать.  Необъяснив, почему он отказывается,  он упорно стоял на своем: сидеть он будеттам, где ему нравится. Его снова и  снова упрашивали, пока он, заикаясь,  неначал браниться.     Свадьба Титуса - последнее радостное событие в жизни Рембрандта. Прошлии послесвадебные торжества,  и снова наступили будни. Титуса донимал кашель.Никто, кроме Магдалены, не обратил на это внимания. А она вспомнила,  как  всамый разгар свадьбы открыли окно, и в комнату ворвался холодный февральскийветер. Титус был  разгорячен  и только-только  оправился от болезни. Тревогаовладела  Магдаленой. Но  Титус  лишь смеялся  над ней и отмахивался  от  еестрахов, от анисовых и ромашковых настоев,  от теплых компрессов. Их молодоесчастье  было еще безоблачно. По вечерам они сидели  рядышком и рассказывалидруг  другу  о своем  детстве и  юности.  Прошлое казалось неправдоподобным.Только теперь, наконец, думалось им, начнется настоящая жизнь.     Но  кашель Титуса  становился все надрывнее. Тяжкая  боль изнуряла телобольного.  Опять появился  жар. В доме царила гнетущая  тишина. По коридорамлюди скользили, как  тени. Корнелия не решалась входить в спальню:  ей  былоневыносимо видеть, как убывают силы Титуса. Рембрандт, точно слепец, металсяпо  мастерской  и  вдруг,
 

Портрет Титуса в одежде монаха Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет Титуса в одежде монаха Рембрандт Хармес ван Рейн
Прощание Давида с Ионафаном Рембрандт Хармес ван Рейн
Прощание Давида с Ионафаном Рембрандт Хармес ван Рейн
Товит, подозревающий жену в воровстве Рембрандт Хармес ван Рейн
Товит, подозревающий жену в воровстве Рембрандт Хармес ван Рейн
Иеремия, скорбящий о разрушении Иерусалима Рембрандт Хармес ван Рейн
Иеремия, скорбящий о разрушении Иерусалима Рембрандт Хармес ван Рейн
Рембрандт ван Рейн о голландском живописце, рисовальщике
e-mail: airkus@mail.ru
ArtNow - картины и художники
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяГалереяСтатьи