ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяДом-музей художникаРейксмюсеум
Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Рембрандт
“Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене...”
Главная arrow Известные картины arrow Ночной дозор Рембрандт Хармес ван Рейн
Поиск

Ночной дозор Рембрандт Хармес ван Рейн

Ночной дозор Рембрандт Хармес ван Рейн
(1642)
363 х 437 см
Рейксмюсеум, Амстердам

Это самая известная картина Рембрандта. Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Объясняется это просто. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. «Ночной дозор» — один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей.
На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Все показанные на картине офицеры размещены в соответствии с уплаченным ими Рембрандту гонораром. Первоначально на левом краю картины располагались еще две фигуры, а по трем остальным краям проходили узкие полосы серебряной амальгамы. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло.

Ночной дозор Рембрандт Хармес ван Рейн

Групповые портреты были популярнейшим жанром в голландской живописи XVII века.
Завоевав независимость, Голландия быстро становилась процветающей страной. Теперь многие богатые голландцы захотели иметь свои портреты, увековечивающие заказчика в его непосредственной деятельности. Чаще всего голландский групповой портрет связывают с именем современника Рембрандта, художника Франса Гальса (ок. 1581/85—1666). Гальс написал целый ряд групповых портретов офицеров народного ополчения — эти портреты отличаются высокой техникой письма, тонкой персонификацией и умелым использованием цвета. Представители других социальных групп — например, врачи — тоже наперебой заказывали групповые портреты. Художнику, принявшему такой заказ, приходилось решать сложные композиционные задачи. Сравнивая «Урок анатомии доктора Тюльпа» (1632) Рембрандта и «Урок анатомии доктора Себастьяна Эгбертца» (1619) Томаса де Кей-зера, легко заметить, что полотно Рембрандта выгодно отличается своей динамичной захватывающей композицией. 

ЖАБО, МАНЖЕТЫ, ВОРОТНИЧКИ Вид большинства голландских портретов XVII века во многом продиктован существовавшей тогда модой. Согласно этой моде, платье должно было быть черным и резко контрастировать с белоснежными тонкими плоеными жабо, манжетами и кружевными отложными воротничками. С помощью краски Рембрандт настолько искусно имитировал фактуру полотна и кружева, что они казались на картине настоящими.
Полотно и кружево художник писал свинцовыми белилами. Для придания им нужной «белоснежности» он разводил свинцовые белила ореховым маслом, которое, в отличие от обычного льняного масла, при высыхании не оставляло желтоватого оттенка. Рембрандт варьировал консистенцию краски, меняя пропорции пигмента и масла. Так, например, свинцовые белила можно смешать в густую пасту, накладываемую на холст наподобие глазури для торта.

Участки, где складки воротников-жабо образуют легкие тени, написаны Рембрандтом «влажным по влажному». При использовании этой техники одна краска наносится поверх еще влажного слоя другой краски. Иногда художник брал кистью одновременно черную и белую краски и смешивал их прямо на полотне.
Тонкие детали кружев написаны свинцовыми белилами, разведенными так густо, чтобы можно было «вытянуть» кружево из полотна. В этом случае филигранные детали выступали вверх и становились объемными. Чем сильнее поднимается краска над поверхностью холста, тем сильнее она отражает падающий на нее свет, что позволяет достичь удивительного эффекта.

 

Снятие с креста Рембрандт Хармес ван Рейн
Снятие с креста Рембрандт Хармес ван Рейн
Евангелист Матфей и ангел Рембрандт Хармес ван Рейн
Евангелист Матфей и ангел Рембрандт Хармес ван Рейн
Аристотель перед бюстом Гомера Рембрандт Хармес ван Рейн
Аристотель перед бюстом Гомера Рембрандт Хармес ван Рейн
Конный портрет Фредерика Рила Рембрандт Хармес ван Рейн
Конный портрет Фредерика Рила Рембрандт Хармес ван Рейн
Рембрандт ван Рейн о голландском живописце, рисовальщике
e-mail: airkus@mail.ru
ArtNow - картины и художники
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяГалереяСтатьи