ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяДом-музей художникаРейксмюсеум
Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Рембрандт
“Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене...”
Поиск

В Амстердаме московские скульпторы отметили Год Рембрандта

После того как Австрия со всем миром шумно отпраздновала 250-летие Моцарта, настала очередь Голландии. В этом году исполняется 400 лет Рембрандту, главному амстердамскому живописцу. Среди гостей и участников выставочного шоу с названием «Год Рембрандта» Россия занимает одно из первых мест.

Есть художники, которыми восхищаются как бы со стороны. Все понимают, что их картины очень хороши, мощны и глубоки. Взять хотя бы мускулистых святых Микеланджело или Рубенса. Но эти идеальные герои находятся где-то по ту сторону рамы, в высших сферах, и уж точно не живут среди нас по соседству. И есть образы Рембрандта. Теплота его «святых семейств», говорящая о человеческой близости, естественность его дородных красавиц, мудрость и тяжесть лет его стариков и старух. Зритель переживает исповедь художника. Именно поэтому рембрандтовские полотна, как никакие другие, вызывают сочувствие.

Сочувствие и сопереживания эти настолько сильные, что Рембрандта не перестают называть «гением общечеловеческим» вне границ национальностей и религий. Здесь доходило даже до абсурда. Например, немецкие нацисты объявляли Рембрандта «глубоко немецким художником», забыв о том, что жил он в еврейском квартале Амстердама и писал по большей части для заказчиков-соседей.

Так или иначе, перед голландцами накануне бурных торжеств встала серьезная проблема: как показать своего художника, не слишком ущемляя тех, кто считает его «своим». В итоге праздничные мероприятия в главных амстердамских музеях и на улицах словно расслоились. Помимо чисто туристских забав – туров по местам рембрандтовской славы (начинал он в городе Лейдене, стал знаменит в уже упомянутом еврейском квартале Амстердама, а умер в бедности в районе Йордан), шоколадных портретов мастера и пирогов с названием «Рембрандт-Караваджо», – появился еще один образ Рембрандта-художника. Он – плоть от плоти амстердамец, который впитал дух города, его уклад, меланхолию его каналов и роскошь торговых домов. Именно такого горожанина представляют Музей Дом Рембрандта и Исторический музей. Первый Дом собрал лучшие работы со всего мира, созданные в момент наивысшей прижизненной славы мастера. Второй сосредоточился на одной картине «Анатомия доктора …», которая показывает реальную хирургическую операцию на мозге. Таким образом заявляется, что Рембрандт активно участвовал в жизни города, был страшно почитаем и воспевается деловитость и естественность амстердамцев.

Однако, если быть откровенным, в картинах Рембрандта нет и намека на краеведение и на портрет города. Все его герои погружены в особую световую среду, в свой духовный мир. Поэтому другой лагерь – главный музей страны Рейксмузеум вместе с соседним Музеем Ван Гога – устроил шоу именно всемирного звучания. Основной выставочный хит – проект «Рембрандт и Караваджо» развернулся на трех этажах Музея Ван Гога. Почему вдруг рядом с Рембрандтом возник итальянский художник начала XVII века Караваджо? На первый взгляд все очень просто: именно Караваджо произвел в искусстве того времени настоящую революцию, открыв новые приемы и темы (он, например, начал писать в качестве святых обычных уличных маргиналов).

Однако Рембрандт никогда не встречался с Караваджо (когда умер итальянец, голландцу было всего 4 года) и точно не подражал ему напрямую. Речь идет скорее о том, как появилось новое направление реализма, и насколько совпадали поиски этого стиля на юге и на севере Европы. Картины двух художников на выставке поделены на пары. Имеется, например, «крылатая пара»: с одной стороны, развратный «Амур» Караваджо, а другой – рембрандтовский Зевс, превратившийся в орла и уносящий на небеса младенца Ганимеда. Одну из пар составила наша эрмитажная картина «Флора» (это портрет жены художника Саскии, одетой как древняя богиня плодородия и цветов). Рядом с «Флорой» караваджевская «Мария Магдалина», и обе картины показывают особое отношение к женской красоте: в качестве богини и святой предстают реальные женщины. К слову сказать, 30 шедевров на эту выставку приехали со всех концов света и вряд ли в ближайшее столетие их вновь можно будет собрать вместе.

В Амстердаме, между тем, находится одна картина, которая сразу объединяет два лагеря: голландский и мировой. Это многометровое полотно «Ночной дозор» – коллективный портрет своего рода амстердамских милиционеров XVII века, выходящих в патруль. Это самое известное произведение художника, которое по популярности можно сравнить с «Джокондой» Леонардо. Оно находится в отдельном зале Рейксмузеума. И тут вдруг неожиданно «Дозор» появился на одной из главных площадей – площади Амстердама. Два русских скульптора Михаил Дронов и Александр Таратынов воспроизвели картину в бронзовых изваяниях. Получился невероятно эффектный аттракцион – туристы снимаются внутри рембрандтовского портрета. Как сообщает аннотация, наши скульпторы трудились над композицией шесть лет. Здесь поневоле вспоминаешь Левшу, подковавшего блоху (переделать западный шедевр на свой лад и доставить всем удовольствие).

Источник: www.newizv.ru

 

Портрет матери художника Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет матери художника Рембрандт Хармес ван Рейн
Давид играет царю Саулу Рембрандт Хармес ван Рейн
Давид играет царю Саулу Рембрандт Хармес ван Рейн
Польский всадник Рембрандт Хармес ван Рейн
Польский всадник Рембрандт Хармес ван Рейн
Зимний пейзаж Рембрандт Хармес ван Рейн
Зимний пейзаж Рембрандт Хармес ван Рейн
Рембрандт ван Рейн о голландском живописце, рисовальщике
e-mail: airkus@mail.ru
ArtNow - картины и художники
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяГалереяСтатьи