ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяДом-музей художникаРейксмюсеум
Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Рембрандт
“Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене...”
Главная
Поиск

страница 1

     Слово французскому поэту Гийому Аполлинеру.     Мы хотим исследовать край необъятный и полный загадок,     Где цветущая тайна откроется тем, кто захочет ею владеть.     Там сверкание новых огней и невиданных красок,     И мираж ускользающий     Ждет, чтобы плоть ему дали, и дали названье;     Мы стремимся постичь этот мир доброты,     Погруженный в молчанье.     Это время, которое можно стереть или снова вернуть.     Снисхождение к нам! Мы ведем постоянно сраженье     На границах грядущего и беспредельного.
     Среди  корифеев  мирового искусства  есть  особенно  любимые, священныеимена.  Мы называем  их  вечными спутниками.  В  России это,  прежде  всего,Пушкин,  в Германии -  Бетховен, в Австрии - Моцарт, в Англии - Шекспир,  воФранции - Вольтер, в Италии - Микеланджело, в Испании - Сервантес,  в Польше- Шопен, в Голландии -  Рембрандт ван Рейн. Великие  национальные художники,они сродни друг другу мятежностью своего  гения, поражающей мощью интеллектаи тою великостью сердца, которую Ромен Роллан справедливо считал необходимойприметой настоящего человека, художника, героя.     Один  художник  рассказывал, что  когда он в первый раз вошел в римскуюцерковь Сан-Пьетро  ин  Винколи,  где  над  неоконченной  папской  гробницейвысится двухсполовинойметровая скульптура Микеланджело "Моисей", он был  такпотрясен  этим  титаническим  образом,  этим  мрамором  клокочущего  гнева исумрачного, почти нечеловеческого отчаяния,  что  ему захотелось съежиться ине подойти, а подползти в трепете к гигантскому изваянию. В грозном пророке,который,  увидев  отступничество  своего  народа  от  закона, готов  разбитьскрижали "Завета", скульптор показал человека  вулканической силы  страстей.Сдержанный гнев Моисея передает  и движение  могучей  фигуры, и резко смятыескладки одежды, и выражение красивого властного лица,  в котором есть что-тожестокое,  и  бурно  извивающиеся  пряди  огромной  бороды.  Сидящий  Моисейпристально смотрит вдаль,  готовый  устремиться туда, где твориться неправоедело, где народ отлил золотого тельца и поклоняется этому денежному идолу.     Такое же чувство восторга и смущения испытываешь перед Рембрандтом. Какдерзнуть подступить к нему туда, где в полумраке, среди тревожных зарниц, онглядит в мир с самой высокой ступени человеческой гениальности?     Как Микеланджело,  творец  миров, выразивший весь  пафос  человеческогострадания и гордого  человеческого  бытия, недосягаемо  возвышается над всемискусством  Италии,  так  Рембрандт,  открывший и запечатлевший  в  живописиглубочайшие тайны и грезы человеческой  души,  возвышается одиноко  над всемискусством Нидерландов.     По  высоте  и  напряженности  трагического   момента  в  его  творенияхРембрандта сравнивают с  Эсхилом и Шекспиром. А за  последние  десятилетия взападной литературе  все  чаще  можно встретить  утверждение,  что  во  всемхудожественном творчестве  человечества только русский роман  девятнадцатоговека дает психологический  анализ подлинно  рембрандтовской глубины.  И дажечто только проникновение Льва  Толстого и еще в большей степени Достоевскогово  все  тайники  человеческой  души  позволяет  понять   до  конца  великоеоткровение искусства Рембрандта.  Высокой человечности  русской  литературы,конечно,  особенно  близок  всечеловеческий  гений  Рембрандта,  ибо,  как ивеличайшие гении нашей словесности, он вскрывает правду человеческого сердцаво всей ее многогранности и глубине.     "В   ряду  великих  мастеров  мирового  искусства,  -  пишет  советскийискусствовед  Евсей  Иосифович  Ротенберг,  -  имя  Рембрандта  всегда  былоокружено  особым  ореолом.  За  этим  именем   возникает   образ   художникатрагической,  но  прекрасной судьбы, образ человека, никогда не  изменявшеготому,  во  что  он  верил,  не  способного  поступиться даже  самым  малым вискусстве, если  это  шло  против  высшей  человеческой  правды.  Творческиесоздания  Рембрандта воплощают  лучшее  из  того, что создало  искусство егородины, но значение их шире - они открыли новые пути для художников эпохи, вкоторую жил  Рембрандт, они стали затем образцами для всех последующих эпох,они справедливо причислены к высшим достижениям человеческого гения".     У русских  художников  и в нашей искусствоведческой литературе нет и небыло,    по    существу,   разногласий   в   оценке    Рембрандта.   Идеологпередвижничества, художественный и  музыкальный  критик  Владимир ВасильевичСтасов  называл  Рембрандта  "великим  родоначальником  нового  европейскогоискусства",  а  идеолог  враждебного передвижникам течения "Мир  искусства",живописец Александр Николаевич  Бенуа считал творчество Рембр
 

Автопортрет с муштабелем Рембрандт Хармес ван Рейн
Автопортрет с муштабелем Рембрандт Хармес ван Рейн
Самсон, загадывающий загадку за свадебным столом Рембрандт Хармес ван Рейн
Самсон, загадывающий загадку за свадебным столом Рембрандт Хармес ван Рейн
Притча о зарывшем сокровища Рембрандт Хармес ван Рейн
Притча о зарывшем сокровища Рембрандт Хармес ван Рейн
Флора (портрет Саскии в виде Флоры) Рембрандт Хармес ван Рейн
Флора (портрет Саскии в виде Флоры) Рембрандт Хармес ван Рейн
Рембрандт ван Рейн о голландском живописце, рисовальщике
e-mail: airkus@mail.ru
ArtNow - картины и художники
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяГалереяСтатьи