ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяДом-музей художникаРейксмюсеум
Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Рембрандт
“Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене...”
Главная
Поиск

страница 2

андта  "чудом вистории   человечества".  Выдающийся   русский   художник,   идейный   вождьпередвижников  Иван  Николаевич  Крамской  называл  Рембрандта  "великим  извеликих",  а один из  величайших  сынов России Илья  Ефимович  Репин  писал:"Рембрандт более всего любил гармонию общего, и до сих пор ни один  художникв мире не сравнялся  с ним в  этой музыке  тональностей, в этом  изяществе изаконченности целого".     А целое для Рембрандта - это человек и Вселенная.     Но этот художник, открывший человечеству  такие глубины познания, такиекрасоты  самой горячей и щедрой любви, художник, в творчестве которого добросияет с такою всепокоряющей силой, умер в нужде, непонятый, даже отвергнутыйсовременниками,  отупевшими  от   чванства   и  самодовольства  голландскимибюргерами, поправшими лучшее, что за свою многовековую историю дал их народ.     Рембрандт - имя, ставшее легендой.     "Все писавшие в последнее время о Рембрандте, - так начинает свой очерко  художнике великий бельгийский поэт Эмиль  Верхарн,  - мерили его  аршиномсвоей точной, рассудочной, ученой критики. Они старались разобрать его жизньгод за годом, радость за  радостью, несчастье за несчастьем. И вот теперь мызнаем    все   подробности   его   биографии,    интересуемся   его   маниейколлекционировать, его семейными добродетелями, его родительскими  заботами,его  неизменными увлечениями, его богатством,  его разорением, его кончиной.До нас дошла опись его имущества и документы по опеке над сыном, и благодаряэтому  критики  могли проникнуть  в  жизнь  великого  человека,  словно  егобухгалтеры.  Их  кропотливые  изыскания  бросились  на  громкую  известностьРембрандта,  как рой  муравьев. Его обнажили - не без почтения, правда, но сбеспощадным любопытством.  Ныне он похож на того нагого  бичуемого Христа  уколонны, которого он,  как говорят, рисовал, думая  о своих  кредиторах.  Онмог, рисуя его, думать о своих будущих критиках".     Современная  наука,  терпеливая,  мелочная,  все  крошащая,  работающаятолько самыми точными  инструментами, гордится тем, что  составила подробнуюопись  громкой славы  Рембрандта. Она оставила  на  этой  славе следы  своихмаленьких зубов, она обгрызла ее острые углы, но не смогла прорыть себе ходав глубь ее громадной,  великолепной,  таинственной массы. Что до нас, то  мыпопытаемся критиковать Рембрандта не извне, а изнутри, из глубин его духа.     Гений   Рембрандта   ван  Рейна,   этого  торжественного  и  печальногохудожника,  властвует  над  думами  и  мечтами нашего времени,  быть  может,сильнее,  чем сам  Леонардо  да Винчи.  Можно  допустить,  что  современникиРембрандта:  Терборх,  Метсю, Питер  де  Гох,  или даже Броувер,  Стэн и ВанОстаде являются выражением своей спокойной, чистенькой и  мещанской  страны.Они жили  во  времена  ее благополучия  и роскоши,  когда богатство  и слававознаграждали Голландию  за  ее вековую борьбу с природой  и людьми.  У этихмаленьких мастеров были  все достоинства и  недостатки их сограждан.  Они немучались в размышлениях, не возвышались до  великих идей истории, отчаяние искорбь не пронизывали их души,  и в глубинах их  сердец не обитали страданиячеловечества. Они почти не знали стонов, слез и ужаса, поток которых катитсячерез все века, затопляя сердца.     Среди  них  Рембрандт  является подобно чуду. Или он, или они  выражаютГолландию. Он прямо противоположен  им; он - отрицание их. Он и они не могутпредставлять Голландию в один и тот же момент ее истории.     Возможно, конечно, что в другое время Рембрандт не изобразил  бы своего"Ночного дозора", что в  его  произведениях  было бы меньше  бургомистров  исиндиков, но  сущность его  искусства  оставалась бы той же. С удивительным,чисто  детским эгоизмом он рисовал бы себя и своих близких, и в трогательноммире легенд собирал бы слезы и красоту страданий.     Для своего времени он  совершил работу Данте (тринадцатый век),  работуШекспира и Микеланджело (шестнадцатый век). Он стоит на тех высотах, которыегосподствуют над расами, вершинами и странами.     Такие  пламенно закаленные  души налагают  на  действительность  печатьсвоей личности вместо  того, чтобы испытывать на  себе ее влияние.  Они даютмного больше, чем берут. И если потом, на расстоянии веков, нам кажется, чтоони лучше  всех изобразили  свое время,  то  это потому, что они преобразилиего, запечатлели не таким, каким оно было, а таким, каким они его сделали.     Рембрандт Гарменц ван Рейн, то есть  Рембрандт -  сын мельника ГарменцаГерритсзоона  ван Рейна и  дочери булочника, Нельтген Виллемсдохтер, родился5-го  июля 606-го  года в Лейдене, в городе, сыгравшем героическую роль вовремя Нидерландской буржуазной революции.  Отцу  Рембрандта, Гарменцу,  быловсего четыре года, когда  испанцы обложили его родной город, и впоследствии,вспоминая об этой нескончаемой пытке, он уже не мог отделить то, что пережилсам, от того, что  запомнил со слов окружающих. Правда  ли он,  Гарменц, ещеребенком стоял  на городских валах и видел,  как вся равнина, от  укрепленийЛейдена  до желтоватых  вод  моря, кишит чернобородыми испанскими солдатами,усеявшими ее гуще, чем  мясные  мухи кусок падали?
 

Иеремия, скорбящий о разрушении Иерусалима Рембрандт Хармес ван Рейн
Иеремия, скорбящий о разрушении Иерусалима Рембрандт Хармес ван Рейн
Христос в Эммаусе Рембрандт Хармес ван Рейн
Христос в Эммаусе Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет девушки Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет девушки Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет женщины с алой гвоздикой Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет женщины с алой гвоздикой Рембрандт Хармес ван Рейн
Рембрандт ван Рейн о голландском живописце, рисовальщике
e-mail: airkus@mail.ru
ArtNow - картины и художники
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяГалереяСтатьи