ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяДом-музей художникаРейксмюсеум
Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Рембрандт
“Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене...”
Главная
Поиск

страница 4

еще  дальний берег канала.Ближний берег - тот, на  котором Рембрандт  мыслит себя и нас - сделан однойединственной резкой чертою пера  с  сильным нажимом,  который заставил  пероразбрызгать  чернила.  Двумя-тремя  штрихами  обозначены   две  человеческиефигурки на нашем берегу.     На  листке действительно видно  мало  или даже ничего не видно. Но этотлисток  столь же  действительно  представляет великолепный  пример простого,убедительного,  лаконичного  и   выразительного  рембрандтовского  реализма.Благодаря контрасту между линией, обозначающей внизу рисунка ближний берег энергичный,  темный,  решительный  - с одной  стороны, и,  с другой,  тонкимштрихам домов и  деревьев  дальнего  берега, выше, у нас  получается  вполнеощутительное впечатление пространства  и дали. Минимум  примененных  средствподчинен  определенной  цели  реалистического  изображения.  Для  достиженияконкретной  задачи найден прием  вполне  достаточный,  но  поражающий  своейсмелостью: всего только два-три нажима пера,  всего  только легкое  усилениештрихов в обозначении более  близких  к нам предметов - и  результат налицо;перед нами оживает кусок пейзажа старой Голландии.     Голландия  семнадцатого  века была  далека от Рембрандта.  Она  его  непоняла, не поддержала и не прославила. За исключением нескольких  учеников идрузей, художник  никого  не собрал вокруг  себя. В  его время Миревельт,  анемного  позже  Ван  дер  Гельст   были  в   глазах  всего  мира   истиннымипредставителями голландского искусства. На собственном примере он понял, чтобуржуазная  толпа  отдает  предпочтение  посредственности.  Он  был  слишкомнеобыкновенным,  слишком таинственным.  Маленькие нидерландские мастера, такназываемые "малые голландцы" - Терборх, Метсю, Стэн и другие - выбирали  длясвоих  картин  светские  и  изящные  сюжеты  или  изображали  легкомысленноевеселье,  проказы, фарсы  и  празднества.  Их  настроение  было  настроениемдобродушных гуляк, задорных хватов и волокит. Это были добрые ребята. И еслив  своих бытовых картинках  они и касались порока, то  делали это,  смеясь ираспевая.     Они   никогда  не  доходили  до   крайностей.  Конечно,  картина  Стэна"Пьянство" совершенно не подходила к строгому стилю буржуазной гостиной, но,по  правде  говоря,  какой  же   амстердамец  не  забывался  за  выпивкой  вкаком-нибудь кабачке, укрывшись от  посторонних взоров. Национальные пороки,как в зеркале, отражались в картинах этих  художников. Их милая живопись - вперламутровых, серебристо-розовых  тонах  с  тщательным  рисунком, изысканнощеголеватая - была очаровательна. Некоторые  из них, например, Питер де Гох,Терборх, Стэн  и особенно Вермеер из Делфта, были превосходными мастерами, итот, кто преимущественно любил их, имел основания для такого предпочтения.     И  вот  среди  этих,  так сказать,  прирученных  художников, появляетсяРембрандт,  независимый  и  дикий.  Когда он смеялся, он  всех скандализовалсвоим  безумным  весельем.  Он  был   несдержан.   Ему  еще  могли  простить"Ганимеда", мальчишку, который мочится со страху, но не "Актеона, застигшегоДиану  и   нимф",  где  изображена  группа  внезапно  застигнутых   мужчинойобнаженных женщин. Это был не фарс уже, а сам порок во всем его неприглядномбесстыдстве. И везде художник преступал границы условностей и предрассудков.Он смущал, задевал, оскорблял и шел во всем до конца.     Если  в "Актеоне" сказывалось излишество порока, то в "Иакове, узнающемокровавленные одежды Иосифа" - излишество отчаяния. В "Учениках в Эммаусе" излишек  невыразимого. Он постоянно нарушал нормы. Между  тем именно норма не слишком мало, но и не слишком много - это истинный идеал того спокойного,флегматичного, практичного  и в  высшей степени  буржуазного существа, какимявляется каждый настоящий голландец.     Возникает  желание воссоздать  в сознании те  внешние черты  РембрандтаГарменца  ван Рейна,  которые  запечатлеваются  на  его  автопортретах,  какнепреходящие.     Прежде  всего,  многим  трудно  привыкнуть  к  несколько  безобразному,некоторыми названному вульгарным, строению лица художника. Лицо у Рембрандташирокое,  с сильно  развитыми костями, несколько одутловатое,  так что  кожаоколо губ оттопыривается, а щеки кажутся надутыми. Нос большой, утолщающийсякнизу, и к тому же  маленькие  сощуренные  глаза.  Получалось бы впечатлениегрубости,  если  бы  в  глазах  не  проскальзывало  постоянное   добродушие.Подбородок  у  Рембрандта  широкий,  но  мягкий, свидетельствующий  больше очувственности, чем об энергии.     Лицо  его  должно  было быть  малоподвижным,  равно как и  тучное тело.Немало   труда  нужно  было,   чтобы   привести  в  колебание  это  сильное,обремененное   сооружение.  Эта  голова   недоступна  аффектам  -  бурным  иотносительно  кратковременным  душевным  состояниям,   выражающимся  сильнойподвижностью. В начале творческого пути Рембрандт становился перед зеркалом,чтобы видеть, как смеются. Чувствуется,  как сильно приходилось  ему кривитьлицо, чтобы добиться всего лишь неестественного оскала зубов. Мы видим,  какна  ранних  офортах  Рембрандт  принимает  гневное выражение,  но  при  этомявляется внутренне в
 

Портрет девушки Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет девушки Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет дамы со страусовым пером Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет дамы со страусовым пером Рембрандт Хармес ван Рейн
Пророк Валаам и ослица Рембрандт Хармес ван Рейн
Пророк Валаам и ослица Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет женщины с алой гвоздикой Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет женщины с алой гвоздикой Рембрандт Хармес ван Рейн
Рембрандт ван Рейн о голландском живописце, рисовальщике
e-mail: airkus@mail.ru
ArtNow - картины и художники
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяГалереяСтатьи