ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяДом-музей художникаРейксмюсеум
Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Рембрандт
“Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене...”
Главная
Поиск

страница 12

цветовыми переходами  приводит его к  живописитщательно выписанной, опрятной, вылощенной. Он стремится к гармонии голубых,бледно-зеленых и розово-желтых тонов, то есть таких цветовых  тонов, которыекак бы слиты со сравнительно высокой степенью освещенности. Некоторые ранниекартины  Рембрандта -  "Иуда,  возвращающий тридцать серебренников", 628-ойгод,  собрание маркизы  Норманби в Лондоне, "Христос  и  ученики в Эммаусе",629-ый год,  музей Жакмар-Андре в Париже -  свидетельствуют  об этой раннейфазе его развития. Эти картины написаны на темы, которые и позднее волновалимысль мастера.  Любовь, супружеская верность, преданность  и  предательство,измена, алчность  -  вот  стороны  человеческих  взаимоотношений,  волнующиехудожника.     В картине "Иуда, возвращающий тридцать серебренников" (длина  сто один,высота  семьдесят шесть сантиметров) рассказывается о  глубокой человеческойдраме,  о  позднем раскаянии  Иуды, который раньше  был одним из  двенадцатиапостолов Христа, а затем предал его за тридцать серебряных монет.     Перед  нами здесь впервые предстает  Рембрандт - великий реалист. Сразустановится  ясной  для  зрителя и  покоряет  рембрандтовская  манера творитьобъемную, дышащую, мыслящую,  чувствующую  форму при  помощи света  и  тени,освещенности и темноты. Он уже оставил далеко позади своего учителя Ластманаи еще  неуверенно,  но встал в  один  ряд с Караваджо. Единственным образцомстала  природа; грация, достоинство, яркое  дневное  освещение, декоративноебогатство  произведений  величайших   художников  итальянского   Возрожденияокончательно перестали быть для него образцами.     Картина Рембрандта произвольно высвечивает пространство части интерьерафантастического храма;  две  массивные колонны в глубине - слева и справа отвертикальной оси картины -  срезаются ее верхним краем. Главный поток света,невидимый и могучий, падает  сверху и словно зажигает гигантскую распахнутуюкнигу, оставленную на столе слева от  нас отпрянувшим от  стола повернутым кнам  затененной  спиной  священником.  Отражаясь  от  книжных  листов,  светпроносится за  его  силуэтом  направо  и освещает  центральную  часть  пола,растекаясь по ней  световым пятном, в котором сверкают только что  брошенныеИудой  серебряные  монеты. Его коленопреклоненная фигура трепещет справа, напервом  плане, то есть  ближе всего к зрителю - от  преступника нас отделяютдва-три шага.     Безмерное отчаяние, страх, одиночество  и раскаяние  преисполняют  душупредателя.    Бросив   деньги    перед   приходящими   в    смятение   семьюпервосвященниками на заднем плане, между колоннами, Иуда на коленях просит уних  прощения,  наполовину  погруженный  в  наступающую   справа  мглу.   Оннеистовствует  и  стонет,  умоляет о пощаде без надежды получить ее и все жесохраняет  на  ярко  освещенном,  повернутом к нам в профиль и  одновременнонаклоненном  лице, искаженном душевной болью  и  тоской, проблески  надежды.Волосы   Иуды,  выбиваясь   из-под   крошечной   круглой   шапочки,   торчатрастерзанными пучками, длинные темные одежды разорваны. Он ломает сцепленныедо крови  руки,  и все его  тело скорчено  в безумном  порыве. И мы невольнопроникаемся  щемящей  жалостью  к преступнику, рембрандтовской  жалостью,  вкоторой невозможно порой найти даже тень осуждения.     Этот пожар в душе осознавшего свое моральное падение  человека, кажетсяособенно   контрастным  по  сравнению  с  внутренним  состоянием  лицемерныхтолкователей религиозной нравственности  -  толстых фарисеев  и священников,рассевшихся на втором плане на полном свету. В их взглядах, устремленных  нарассыпанное серебро, читается одна  лишь жадность; некоторые, правда,  якобызабыв  о  том, что  сами оплатили  предательство,  в  "праведном" возмущенииотвернулись от несчастного Иуды.     В отличие от зрелого Рембрандта, экспрессия в этой картине преувеличенаи  театрализована.  Вместе  с  тем такая  экспрессия  обладает  уже  большойволнующей  силой и,  хотелось  бы сказать, такой агрессивностью, которую  мыредко встретим в позднем творчестве Рембрандта. Причем  и драматическая силаэкспрессии, и  ее волнующий агрессивный характер, достигнуты главным образомс помощью  света,  который,  захватывая погруженные в пространство  фигуры ипредметы, направляет и  выделяет так называемые акценты,  то есть участки  сусилением яркости  того  или иного тона, то обнажая,  то скрывая движения  имимику  фигур,  то   сгущая  формы   (высящаяся   на  втором   плане  группапервосвященников  между  колонн),  то  растворяя   их  (фигура  отпрянувшегосвященника слева и одежды Иуды справа на первом плане).     В  этой картине уже полностью отсутствует академическая согласованностьосвещения  и  пространственной  композиции. Выразительные  взгляды  раввиноввынуждают  нас все  время  обращать  взор туда,  куда  хочет  направить  егохудожник -  на  деньги и  на  кающегося Иуду. Так  в  целях  реалистическоговоспроизведения   жизни,  Рембрандт  открыл  новое  выразительное  средство,основанное  на светотеневом  и психологическом контрасте.  Эта картина  даетзапоминающееся ощущение  реальности того мира, которому Рембрандт  всю жизньстарался прида
 

Моисей со скрижалями Рембрандт Хармес ван Рейн
Моисей со скрижалями Рембрандт Хармес ван Рейн
Христос во время бури на Галилейском озере Рембрандт Хармес ван Рейн
Христос во время бури на Галилейском озере Рембрандт Хармес ван Рейн
Самсон, загадывающий загадку за свадебным столом Рембрандт Хармес ван Рейн
Самсон, загадывающий загадку за свадебным столом Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет купца Мартина Лотена Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет купца Мартина Лотена Рембрандт Хармес ван Рейн
Рембрандт ван Рейн о голландском живописце, рисовальщике
e-mail: airkus@mail.ru
ArtNow - картины и художники
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяГалереяСтатьи