ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяДом-музей художникаРейксмюсеум
Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Рембрандт
“Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене...”
Главная
Поиск

страница 13

ть одновременно и объемную форму, и одухотворенность, варьируяосвещенность и направления  взглядов изображаемых людей. Эта картина,  как ивсе    последующие    произведения    художника,    раскрывает    содержаниерембрандтовского реализма, который вовсе не  сводится к простому копированиюдействительности.     Человек - вот единственный  предмет  его интересов,  человека изучает инаблюдает Рембрандт, изучает, как сосуд, вмещающий  сразу и добро,  и зло. Вэтой картине  мы впервые вслед за  Рембрандтом постигаем  знание о  том, чтолюди - при всей своей греховности - достойны изучения и привязанности. ВыборРембрандтом такого сюжета, как  раскаяние Иуды, показывает, насколько отошелон - как и во всех своих  работах  на библейские и  евангельские сюжеты - оттрадиционной   религиозной   живописи,  до   него   воплощавшей   стремленияцерковников и феодалов. В качестве  запрестольного образа картина Рембрандтане  годится:  Иуда,  презреннейший из людей, для  Рембрандта все же человек,достойный сострадания, ибо он раскаялся.     "И, пораженный, я свидетельствую, - пишет по поводу этой картины поэт иполитический деятель Константин Гюйгенс, - что ни Протогену, ни Апеллесу, ниПаррасию не  пришло  бы  на  мысль то, что задумал  юноша-голландец, мельникбезбородый, сумевший соединить и выразить в фигуре одного человека не толькодетали, но и целое. Слава тебе, мой Рембрандт!"     Так  двадцатитрехлетний Рембрандт  удостоился сравнения  с  величайшимиживописцами античности, чьи произведения, к сожалению, до нас не дошли.     Обратим  внимание на  целый  ряд произведений  Рембрандта, связанных  собразом мыслителя. Строго установленная еще в средневековой живописи системаобразов  подобного  рода  персонажей  ко  времени,  когда начал  свои  опытыРембрандт,  была  весьма обширной.  Она  включала в себя  изображения святыхстарцев,  апостолов  и  евангелистов, просветленных божественной  мудростью,философов и  ученых, в том  числе Аристотеля, легендарного Фауста и  других.Рембрандт всегда испытывал особый интерес к этой теме: ведь она  органическисоответствовала  самому  духу его  творчества,  его  склонности к  выражениюглубоких душевных движений, психических состояний, как бы внезапных озаренийразума.  Иными  словами,  позволяла, как  выражаются  философы,  представитьчувственное в единстве с мысленным.     Итак, с самого  начала  в  творчестве  Рембрандта заняла  очень большоеместо тема мыслителя,  оставшегося как бы наедине  с собой  и погруженного вразмышления. Композиция первой вариации Рембрандта на эту тему - "Ученый" изЛондонской национальной галереи, 628-ой год, - по своему лаконизму граничитс   абстракцией   (ширина  картины  сорок   семь,  высота   пятьдесят   пятьсантиметров).     Изображение    сводится   к    своеобразной   светотеневой   "формуле".Направленный  по диагонали картины, из ее верхнего левого угла, поток света,входя  в   темное  помещение,  напоминающее  церковный   интерьер,  скользитпараллельно противоположной  от  нас  стене и образует на  ней пятно сложнойформы, будто бы  некое начертание. По сути дела, это начертание, это большоесветлое  пятно неправильной формы, пересеченное  несколькими вертикальными икосыми  более темными полосками, и есть главная "фигура" картины. И форма, иразноосвещенность этого тонального пятна, занимающего примерно верхнюю левуючетверть  картины,  целиком  объясняются  формой переплета окна  на  боковойстене, сквозь которое льется  свет. Темные косые перекресты, получающиеся настене  как  тени оконного  переплета,  причудливо  складываются  с  контуромполукруглой  ниши  на  противоположной  стене.  Все  остальное  погружено  втемноту.     Лишь  постепенно  мы   различаем  предметы,  вернее,  обнаруживаем   ихпризнаки, подобно  тому, как  это происходит в действительности, когда глазадолжны  привыкнуть   к   смене   освещения.   И  если  сначала  пятно  светавоспринималось нами как  "фигура", а все окружающее ее - как фон, то  затем,перенося  внимание  на  границу этой "фигуры"  с  фоном,  на  ее контур,  мыобнаруживаем  в нижней его части слева - здесь контраст света и тени усилен,а  сам  контур приобретает дробный  характер -  затененный  силуэт  сидящегочеловека,  погруженного  в  глубокое   раздумье.  Соотношение   "фигура-фон"меняется в его  пользу,  теперь  этот нагнувший голову человек - "фигура", аосвещенная за ним стена - "фон".     Но это  изменение не бесповоротно. Уже здесь свет у Рембрандта обладаеттой   одушевляющей   силой,   благодаря    которой    одушевлен   герой.   Впоследовательности  актов  восприятия  рембрандтовской  картины,  каждому изкоторых   соответствует   своя    интерпретация,   возникает   противоречие,разрешаемое  мыслью  зрителя. Таким  образом,  замысел  композиции  вовсе неопределяется игрой света на стене. "Фигура" света на стене есть одновременно"фигура мысли", просветляющая разум ученого.     От поисков насыщенной философским содержанием композиции юный Рембрандтпереходит к созданию  индивидуального образа мыслителя.  Находящаяся ныне  взападногерманском  городе  Нюрнберге  картина  "Апостол  Павел  в  темнице",выполненная Рембрандтом в  629-ом или 630
 

Святое семейство Рембрандт Хармес ван Рейн
Святое семейство Рембрандт Хармес ван Рейн
Христос в Эммаусе Рембрандт Хармес ван Рейн
Христос в Эммаусе Рембрандт Хармес ван Рейн
Христос во время бури на Галилейском озере Рембрандт Хармес ван Рейн
Христос во время бури на Галилейском озере Рембрандт Хармес ван Рейн
Самсон, загадывающий загадку за свадебным столом Рембрандт Хармес ван Рейн
Самсон, загадывающий загадку за свадебным столом Рембрандт Хармес ван Рейн
Рембрандт ван Рейн о голландском живописце, рисовальщике
e-mail: airkus@mail.ru
ArtNow - картины и художники
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяГалереяСтатьи