ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяДом-музей художникаРейксмюсеум
Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Рембрандт
“Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене...”
Главная
Поиск

страница 19

рпают Англия, Франция, Испания и Италия.     Недаром  современник  Рембрандта, итальянский путешественник  из  свитыКозимо Медичи говорил, что кажется, будто все четыре  стороны света - север,юг,  восток и запад -  ограблены, чтобы  обогатить этот город и свезти в егопорт все, что есть достопримечательного и исключительного.     Амстердамская биржа с утра до ночи кишела толпами купцов, спекулянтов иаукционеров, жаждавших  неимоверных прибылей:  здесь люди  бешено гнались замогучим  золотом. Биржа  диктовала  остальным законы  и сделки.  На ней,  пословам современников, можно было закупить и продать целый мир.     Место, где в полдень кишат всевозможные народы,     Гулянье, где мавр торгуется с норманном,     Храм, где сходятся вместе евреи, турки, и христиане,     Школа всех языков, рынок всех товаров,     Наша биржа крепит биржи всего мира,      так воспевает  амстердамскую биржу современник и друг Рембрандта,  поэтДеккер.     Амстердам - это город спесивых и жадных торговцев, которые в годы послеокончательного  признания  Испанией  независимости  Голландии  стал  городомблеска  и неожиданного  процветания.  Высились  узорчатые фасады  дворцов  стяжелыми,   неуклюжими  треугольными  фронтонами,   увенчивающими  стены,  саляповатыми густыми каменными гирляндами,  с каменными  вазами и  шарами, товделанными в зубчатые стены фасадов, то красующимися сверх стен. Очень многоокон, вбирающих серый, туманный свет дня.     Общее впечатление странное. Женщины в  накрахмаленных белых воротниках,сидя  у окон,  часами  рассматривают фасады домов на противоположной сторонеулицы.  Шума  в  квартирах мало:  все  в  порядке,  обдуманно,  установлено,рассчитано. Здешняя жизнь напоминает  торговую книгу: прямые линии и столбцыцифр.     Жители  Амстердама  все были пуритане - кальвинисты. Слово "свобода" несходит  с уст  голландцев семнадцатого  века.  "Без свободы мысли, - говоритвеликий  философ-материалист Голландии Спиноза, - не могут развиваться наукии искусства, ибо последние разрабатываются со счастливым успехом только темилюдьми,  которые имеют свободу и непредвзятое  суждение". Конечно, Голландиябыла далека от  осуществления этого идеала,  но голландцы  ценою своей кровиотвоевали  реформацию,  вылившуюся   в   форму  религиозной  борьбы   противкатолической церкви - опоры феодализма.     Реформация наложила на победивших голландцев печать  не только тихого ивысокомерного  благородства, но также и  уныния.  Эти быстро  образумившиесяноваторы   больше   всего  опасаются,  как  бы  в   будущем  не   нарушилосьустановившееся однообразие их существования. Они допускают свободу мысли, ноне  допускают  свободы  поведения.  Освободив  идеи, они  наложили  цепи  напоступки.     Окинем взглядом  живопись  Голландии, какой застал ее  Рембрандт. Почтивсе великие самобытные художники Голландии родились в то же время, что и он,то  есть  в начале  семнадцатого  века,  когда  основанное  в  58-ом  годусамостоятельное   голландское  государство   устранило   всякие   опасности,обеспечило окончательную  победу  нации,  и человек, чувствуя  величие своихдеяний,  открыл перед грядущими поколениями широкий простор, завоеванный еговеликим сердцем и могучими руками.     Буржуазно-республиканский  строй  и  кальвинистская  церковная  реформапредопределили две важные особенности голландской живописи. Во-первых, почтиполное  отсутствие  влияния придворной  культуры. Во-вторых,  чисто светскийхарактер  образов. Если в  других странах реакция использовала искусство какоружие буржуазной пропаганды, то кальвинизм, по существу, был  безразличен кискусству.  Поэтому  изображение  наготы,  столь   привычное   для  живописикатолических стран, в первую очередь Италии, здесь исчезает.     Иная  живопись  пользуется особенной  любовью в  Голландии. Для  людей,наделенных   реалистическим  складом  ума,  при  господстве  республиканскихнравов, в стране, где корабельный мастер мог стать  вице-адмиралом, наиболееинтересным сюжетом для живописи стал гражданин, человек из плоти и крови, ненагой  или полураздетый по-гречески, но  в  своем обычном костюме и  обычномположении,  какой-нибудь  видный общественный  деятель  или храбрый  офицер.Героический  стиль имеет  применение  лишь в  больших портретах,  украшающихгородские  ратуши  -  здания  городского  самоуправления  -  и  общественныеучреждения в память оказанных услуг.     Зато в Голландии пышно расцветает низкий, презренный для академиков видтак называемой  "комнатной  живописи" - небольших картинок, которые призваныукрашать дома  частных лиц. Это и есть  та станковая живопись, о которой  мыговорили и будем  говорить, живопись,  произведения которой изготовляются настанке, мольберте.     Станковые   картины  становятся   в   Голландии   предметом   усердногособирательства и  страстной  торговли.  Французский  путешественник  Сорбьерпишет, что "голландцы  затрачивают на покупку  картин большие  деньги, чтобывыручить  за продажу  их  еще больше". В  Голландии  картины  продавались наярмарках,  где ими шла  бойкая торговля, потом  стали  устраивать  публичныеторги собраний картин. Цены  были то  низкие, в два гульдена за кар
 

Портрет старика с бородой Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет старика с бородой Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет мужчины в брыжах и с эспаньолкой Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет мужчины в брыжах и с эспаньолкой Рембрандт Хармес ван Рейн
Урок анатомии доктора Тулпа Рембрандт Хармес ван Рейн
Урок анатомии доктора Тулпа Рембрандт Хармес ван Рейн
Автопортрет с Саскией на коленях Рембрандт Хармес ван Рейн
Автопортрет с Саскией на коленях Рембрандт Хармес ван Рейн
Рембрандт ван Рейн о голландском живописце, рисовальщике
e-mail: airkus@mail.ru
ArtNow - картины и художники
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяГалереяСтатьи