ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяДом-музей художникаРейксмюсеум
Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Рембрандт
“Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене...”
Главная
Поиск

страница 21

рителю, чтобы ему был виден ее атласный наряд и ее белая, стройнаяшейка, Терборх.     Свой  досуг  это  светское  общество  охотно заполняет музыкой. Мужчиныиграют  на  скрипке,  женщины  аккомпанируют  на  клавесине,   Метсю.  Поройхудожники  подводят  нас  через  полутьму  первого  плана  интерьера  к яркоосвещенному сервированному столу, где сверкают,  гордость дома,  хрустальныебокалы, где матовым блеском играют серебряные блюда, где аппетитно разложеныизысканные яства и свежие фрукты, Клас Хеда и Кальф.     Либо  ведут  на  кухню,  где  стоят  глиняные  кувшины,  свежеочищеннаяселедка, лежит лук, Бейерен. В  натюрморте Бейерена  самое светлое  пятно  лежащая на столе  белая  салфетка.  От  нее словно  исходит  свет на  другиепредметы.  Благодаря   рефлексам,  они   становятся  светлее,   и  создаетсявпечатление, что  вещам свободно и  легко дышится в отведенном им  небольшомвоздушном пространстве за изобразительной поверхностью натюрморта.     Нам показывают и просторный протестантский храм с  его  голыми стенами,на которые протестанты никогда не  вешали икон. Видимо,  художник  рассеяннослушал проповедника, но он живо следил за тем, как солнечные лучи выбивалисьиз-за колонн и играли на квадратных, цветных плитах пола, де Витте.     Мы заглядываем в шинки,  где идет веселая перебранка, и хохочут смешныедеревенские пьянчуги-музыканты, ван Остаде.     Порой  отправляемся  за  город,  где  под  зеленой  сенью  устраиваетсяпирушка,  Стэн.  Где в  жаркий  день влезают  в  воду  голые  тела  с  мирноотдыхающим стадом, Поттер.     Иногда  нам  показывают  краешком войну:  происходят стычки  кавалерии,мелькают пестрые  костюмы  военных, но над ними  всегда  спокойное и высокоеоблачное небо, Воуверман.     С  первого взгляда  можно  подумать, что  вся  жизнь  Голландии,  как вбеспристрастном зеркале, отражена  в  ее  живописи.  Но  это  было  не  так."Голландское  искусство,  -  говорит  французский  поэт  Клодель,  -  как  иискусство    других    школ,    отличается    определенной   предвзятостью".Действительно, голландские мастера избегают зрелищ, где проявляется действиегрубой и  жестокой силы,  где обнаженно  царит дикая  страсть к накоплению иобогащению,  жажда  наживы, которая в действительности  была  движущей силойжизни!  Они редко ведут нас на биржу, умалчивают о колониальных завоеваниях,почти не показывают трудовую жизнь  голландского крестьянства, которое,  какуказывал Карл Маркс, было в семнадцатом веке в очень тяжелом положении.     Голландские жанровые  картины  отражают жизнь  не такой, какой  она ужесложилась в  их  век, а  такой, какой  ее хотелось бы  видеть представителямтогдашней  буржуазии.   Недаром  все  сюжеты  укладываются   в  рамки  четкоразграниченных жанров, как бы граней того кристалла, через который художникивидели  мир.  Требования  жанра  властно  определяют и отношения  мастеров копределенным  темам.  В  бюргерском   интерьере  непременно  должны   царитьблагопристойность и покой. Крестьяне  обычно выглядят драчунами и забияками.В пейзаже главное -  это высокое облачное, но спокойное небо. В натюрморте вкусные  яства,  блистающие  чистотой   предметы.  Эти  жанры  при  всей  ихусловности  приобрели в  Голландии общеобязательный смысл: собиратели картинзаботились не о том, чтобы в их коллекциях были представлены разные мастера,но в первую очередь стремились иметь по одному ото всех жанров живописи.     Трудясь  над задачами живописного выражения окружающего мира, голландцывыработали особое живописное мастерство. Основная  черта  их  картин  -  этолегкость   их   восприятия.  Зрителю  нет   необходимости   делать   усилие,всматриваться, догадываться,  припоминать.  В  картинах  обычно  все  залиторовным,  спокойным  светом: все предметы показаны  с той стороны,  откуда ихлегче  всего   узнать.  Это   обеспечило  такое  широкое  признание   "малымголландцам"  и  среди  потомства. Это  отличает  от  них  Рембрандта  с  егокартинами, овеянными мраком,  в которых  предметы узнаются не сразу, требуютусилия воображения  зрителя, а  значит, заставляют его самого стать  немногохудожником. "Малые  голландцы"  в  своих картинах нередко  стремятся создатьобманчивое  впечатление,  будто  зритель, оставаясь незамеченным,  наблюдаетжизнь посторонних людей; между  тем,  эти люди ведут себя так, словно каждуюминуту ждут посетителя.     Картины   "голландцев"  всегда   занимательны,   как  новеллы.  Недаромвпоследствии  некоторые  писатели  пытались пересказать  их  словами. Но  заредкими исключениями  мы не находим в них событий, которые уводили бы далекоза пределы представленного, возбуждали  бы наши догадки о том,  что  было домомента, увековеченного художником, что произойдет  после  него. Голландскиемастера  усматривают  привлекательность  и  смысл  жизни  в  непосредственноувиденном и замеченном.     Для усиления ряда "голландцы", как правило,  помещают главную фигуру  всреднюю  часть картины. Поэтому она придает  картине  устойчивый характер, инаше внимание  лишь постепенно распространяется в другие стороны, на  другиеперсонажи. Если "голландец"  изображает  интерьер, он  может не  обязательнособлюсти  стр
 

Похищение Ганимеда Рембрандт Хармес ван Рейн
Похищение Ганимеда Рембрандт Хармес ван Рейн
Христос во время бури на Галилейском озере Рембрандт Хармес ван Рейн
Христос во время бури на Галилейском озере Рембрандт Хармес ван Рейн
Конный портрет Фредерика Рила Рембрандт Хармес ван Рейн
Конный портрет Фредерика Рила Рембрандт Хармес ван Рейн
Зимний пейзаж Рембрандт Хармес ван Рейн
Зимний пейзаж Рембрандт Хармес ван Рейн
Рембрандт ван Рейн о голландском живописце, рисовальщике
e-mail: airkus@mail.ru
ArtNow - картины и художники
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяГалереяСтатьи