ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяДом-музей художникаРейксмюсеум
Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Рембрандт
“Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене...”
Главная
Поиск

страница 21

рителю, чтобы ему был виден ее атласный наряд и ее белая, стройнаяшейка, Терборх.     Свой  досуг  это  светское  общество  охотно заполняет музыкой. Мужчиныиграют  на  скрипке,  женщины  аккомпанируют  на  клавесине,   Метсю.  Поройхудожники  подводят  нас  через  полутьму  первого  плана  интерьера  к яркоосвещенному сервированному столу, где сверкают,  гордость дома,  хрустальныебокалы, где матовым блеском играют серебряные блюда, где аппетитно разложеныизысканные яства и свежие фрукты, Клас Хеда и Кальф.     Либо  ведут  на  кухню,  где  стоят  глиняные  кувшины,  свежеочищеннаяселедка, лежит лук, Бейерен. В  натюрморте Бейерена  самое светлое  пятно  лежащая на столе  белая  салфетка.  От  нее словно  исходит  свет на  другиепредметы.  Благодаря   рефлексам,  они   становятся  светлее,   и  создаетсявпечатление, что  вещам свободно и  легко дышится в отведенном им  небольшомвоздушном пространстве за изобразительной поверхностью натюрморта.     Нам показывают и просторный протестантский храм с  его  голыми стенами,на которые протестанты никогда не  вешали икон. Видимо,  художник  рассеяннослушал проповедника, но он живо следил за тем, как солнечные лучи выбивалисьиз-за колонн и играли на квадратных, цветных плитах пола, де Витте.     Мы заглядываем в шинки,  где идет веселая перебранка, и хохочут смешныедеревенские пьянчуги-музыканты, ван Остаде.     Порой  отправляемся  за  город,  где  под  зеленой  сенью  устраиваетсяпирушка,  Стэн.  Где в  жаркий  день влезают  в  воду  голые  тела  с  мирноотдыхающим стадом, Поттер.     Иногда  нам  показывают  краешком войну:  происходят стычки  кавалерии,мелькают пестрые  костюмы  военных, но над ними  всегда  спокойное и высокоеоблачное небо, Воуверман.     С  первого взгляда  можно  подумать, что  вся  жизнь  Голландии,  как вбеспристрастном зеркале, отражена  в  ее  живописи.  Но  это  было  не  так."Голландское  искусство,  -  говорит  французский  поэт  Клодель,  -  как  иискусство    других    школ,    отличается    определенной   предвзятостью".Действительно, голландские мастера избегают зрелищ, где проявляется действиегрубой и  жестокой силы,  где обнаженно  царит дикая  страсть к накоплению иобогащению,  жажда  наживы, которая в действительности  была  движущей силойжизни!  Они редко ведут нас на биржу, умалчивают о колониальных завоеваниях,почти не показывают трудовую жизнь  голландского крестьянства, которое,  какуказывал Карл Маркс, было в семнадцатом веке в очень тяжелом положении.     Голландские жанровые  картины  отражают жизнь  не такой, какой  она ужесложилась в  их  век, а  такой, какой  ее хотелось бы  видеть представителямтогдашней  буржуазии.   Недаром  все  сюжеты  укладываются   в  рамки  четкоразграниченных жанров, как бы граней того кристалла, через который художникивидели  мир.  Требования  жанра  властно  определяют и отношения  мастеров копределенным  темам.  В  бюргерском   интерьере  непременно  должны   царитьблагопристойность и покой. Крестьяне  обычно выглядят драчунами и забияками.В пейзаже главное -  это высокое облачное, но спокойное небо. В натюрморте вкусные  яства,  блистающие  чистотой   предметы.  Эти  жанры  при  всей  ихусловности  приобрели в  Голландии общеобязательный смысл: собиратели картинзаботились не о том, чтобы в их коллекциях были представлены разные мастера,но в первую очередь стремились иметь по одному ото всех жанров живописи.     Трудясь  над задачами живописного выражения окружающего мира, голландцывыработали особое живописное мастерство. Основная  черта  их  картин  -  этолегкость   их   восприятия.  Зрителю  нет   необходимости   делать   усилие,всматриваться, догадываться,  припоминать.  В  картинах  обычно  все  залиторовным,  спокойным  светом: все предметы показаны  с той стороны,  откуда ихлегче  всего   узнать.  Это   обеспечило  такое  широкое  признание   "малымголландцам"  и  среди  потомства. Это  отличает  от  них  Рембрандта  с  егокартинами, овеянными мраком,  в которых  предметы узнаются не сразу, требуютусилия воображения  зрителя, а  значит, заставляют его самого стать  немногохудожником. "Малые  голландцы"  в  своих картинах нередко  стремятся создатьобманчивое  впечатление,  будто  зритель, оставаясь незамеченным,  наблюдаетжизнь посторонних людей; между  тем,  эти люди ведут себя так, словно каждуюминуту ждут посетителя.     Картины   "голландцев"  всегда   занимательны,   как  новеллы.  Недаромвпоследствии  некоторые  писатели  пытались пересказать  их  словами. Но  заредкими исключениями  мы не находим в них событий, которые уводили бы далекоза пределы представленного, возбуждали  бы наши догадки о том,  что  было домомента, увековеченного художником, что произойдет  после  него. Голландскиемастера  усматривают  привлекательность  и  смысл  жизни  в  непосредственноувиденном и замеченном.     Для усиления ряда "голландцы", как правило,  помещают главную фигуру  всреднюю  часть картины. Поэтому она придает  картине  устойчивый характер, инаше внимание  лишь постепенно распространяется в другие стороны, на  другиеперсонажи. Если "голландец"  изображает  интерьер, он  может не  обязательнособлюсти  стр
 

Бегство в Египет Рембрандт Хармес ван Рейн
Бегство в Египет Рембрандт Хармес ван Рейн
Самсон и Далила Рембрандт Хармес ван Рейн
Самсон и Далила Рембрандт Хармес ван Рейн
Конный портрет Фредерика Рила Рембрандт Хармес ван Рейн
Конный портрет Фредерика Рила Рембрандт Хармес ван Рейн
Прощание Давида с Ионафаном Рембрандт Хармес ван Рейн
Прощание Давида с Ионафаном Рембрандт Хармес ван Рейн
Рембрандт ван Рейн о голландском живописце, рисовальщике
e-mail: airkus@mail.ru
ArtNow - картины и художники
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяГалереяСтатьи