ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяДом-музей художникаРейксмюсеум
Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Рембрандт
“Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене...”
Главная
Поиск

страница 24

портретной группы, и самообъединившее их событие, придавая ему оттенок героической значимости.     И,  однако,  Рембрандту и здесь  еще не удается  окончательно  добитьсяцели. Внимательно вглядываясь в  позы и лица, мы без труда почувствуем,  чтоони не вполне  соответствуют настроению минуты, которую, казалось бы, должныпереживать   все  изображенные  люди.   Стремясь   создать   иллюзию  полнойреальности,  художник  делает участником события  самого зрителя. Мы как  бывходим в аудиторию во время лекции, и двое из слушателей - первый и пятый отТульпа,  оба на дальнем плане -  оглянулись  в нашу сторону. Застыл в центрезаднего  плана  в искусственной  позе,  как  бы привставая  с  загороженногодругими  сидения,  ближайший  к  доктору  персонаж  -  Гартман  Гарманс;  онприподнимает руку  с  зажатым в  нем  листом бумаги, демонстрируя нам списокврачей,  изображенных на  картине.  Порывисто  наклонился вправо,  поближе ктрупу,  третий  от  Тульпа  врач,  Якоб де  Витт, но  его  взгляд  говорит оразмеренной, спокойной задумчивости, никак  не соответствующей положению егоподавшегося вперед туловища. Отсутствующим взглядом взирает на нас Франс ванЛунен  - пятый  ученик, если  считать влево от  доктора; Лунен,  находящийсяпозади и выше всех, по-видимому, не стоит, а сидит на верхней скамье.     Зато во втором  от доктора  слушателе при  внимательном  взгляде уже  сполной  ясностью  обнаруживается  та  отдаленная  перспектива,  тот  оттенокчего-то живого  и неуловимого, неопределенного и  пламенного, что составляетсущность гения Рембрандта. Мы  видим только его голову. Все  остальное серо,затушевано,  да  и само лицо превосходно построено без видимых контуров, онокак бы  вылеплено изнутри и  насквозь проникнуто той  особенной,  бесконечнотонкой жизнью,  которую  один Рембрандт  умел открыть под  внешней оболочкойвещей.     Этого  персонажа  зовут  Якоб Блокк. Он очень живо, остро реагирует  нарассказ Тульпа, зорко, пытливо следит его тревожный взгляд за движением рукипрофессора,   выдавая  цепкую   работу   мысли  и  остроту  восприятия.  Этоединственный  в картине до конца удавшийся образ. Именно выразительное  лицоБлокка, помещенное  Рембрандтом  немного  левее  самого  центра изображения,создает впечатление той  общей увлеченности аудитории, которая возникает припервом взгляде на картину.     Другая,  безусловно  живая  фигура  картины,  одна  из  самых реальных,которая вышла,  так сказать,  лучше всех, если иметь  в  виду то  чистилище,через  которое  должна  пройти  всякая написанная  художником фигура,  чтобыпроникнуть  в  царство искусства  -  это доктор  Тульп. В нем, насколько намизвестно, лучше всего передано и сходство.     Доктор  Николас Тульп выделяется  среди  героев картины  своим  широкимсилуэтом, свободным,  изящным,  профессионально уверенным жестом рук. На немширокополая  темная  шляпа;  у  него  красивое  лицо с  закрученными темнымиусиками  и  остроконечной бородкой.  И  воротник  у  него  не  такой,  как уостальных  -  не  пышное  жабо,  доходящее  до  плеч, но сравнительно  узкийпрямоугольный отложной воротничок с таким же четким контуром, как и такие жеослепительно белые отложные манжеты. Тульп деловит, сдержан, предельно точени в то же время оживлен и уверен.     Но даже доктор Тульп, несмотря на его внешнюю оживленность, несмотря наодухотворенность,  которую легко  прочесть  в  его  широко  раскрытых  карихглазах, даже он несколько противоречит психологии картины - он не смотрит нина слушателей, ни на труп, ни на вошедшего зрителя, ни на свои руки.     Принесший славу Рембрандту "Урок анатомии" был во многом  произведениемноваторским.  Рембрандт  впервые  задумывает  групповой  портрет  как  некоедраматическое событие, основанное  на полном  единстве переживаний и  тесномвзаимодействии всех действующих лиц. Картина воспринимается не как тщательнозадуманный    по   композиции    групповой   портрет,   а   как   убеждающийнепосредственностью жизненный эпизод. "Урок анатомии" одним ударом проливаетна  талант  Рембрандта полный свет, подобный  тому, каким  Рембрандт осветилдействующих лиц этой картины.     Здесь он  создал изумительное  произведение  искусства, несмотря на егомногочисленные  недостатки,  которые  не позволяют  признать его  бесспорнымобразцом.     Как мы  уже знаем,  гамму красок,  которую  используют художники, можноусловно разделить на теплые  и холодные. Общий  тон картины Рембрандта "Уроканатомии" не холоден и  не горяч,  он желтоват. Красок мало, и поэтому общийэффект  цветовых отношений  резкий за  счет светотени,  но не сильный  из-заскупости  палитры.  И  нигде - ни в тканях,  ни в фоне,  ни в атмосфере всейкартины  не чувствуется какого-либо  богатства тонов. Нижняя часть картины так называемый первый план  - сильно затемнена. И по контрасту с ним лежащийпод средней горизонталью труп  кажется освещенным  особенно сильно. Вместе стем выразительность замысла художника  в этом его первом групповом портрете,несомненно,  снижается внешней экспрессией  большинства  действующих  лиц  иуказующим  жестом   крайнего  сзади   слушателя.  Резкие   повороты   голов,преувеличено  вытянутые  шеи  слу
 

Зимний пейзаж Рембрандт Хармес ван Рейн
Зимний пейзаж Рембрандт Хармес ван Рейн
Автопортрет с Саскией на коленях Рембрандт Хармес ван Рейн
Автопортрет с Саскией на коленях Рембрандт Хармес ван Рейн
Флора (портрет Саскии в виде Флоры) Рембрандт Хармес ван Рейн
Флора (портрет Саскии в виде Флоры) Рембрандт Хармес ван Рейн
Даная Рембрандт Хармес ван Рейн
Даная Рембрандт Хармес ван Рейн
Рембрандт ван Рейн о голландском живописце, рисовальщике
e-mail: airkus@mail.ru
ArtNow - картины и художники
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяГалереяСтатьи