ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяДом-музей художникаРейксмюсеум
Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Рембрандт
“Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене...”
Главная
Поиск

страница 25

шателей и  устремленные мимо  лектора и егодемонстрации    равнодушные    взоры    мешают   убеждению    в    подлиннойзаинтересованности всех присутствующих. В особенности же не удался художникуотличающийся  грубым прозаизмом,  вздувшийся, положенный  на спину  ногами кзрителю труп, зеленоватый тон которого накладывает отпечаток на весь колориткартины.     Картина имеет  также  символический подтекст. Его можно  сформулироватькак "триумф истины", победу знания, олицетворенного в докторе Тульпе; истинаторжествует над смертью и грехом, воплощенном в трупе Ариса Киндта.     Для  зрителя наших дней символические  ассоциации такого рода более  несуществуют, зато тем  понятнее  для него жажда научного  познания, атмосфераувлекательного  исследования,  переданная   Рембрандтом.   Это   содержание,непривычное в живописи  до Рембрандта, прямо  связано  с важнейшими  чертамидуховной  культуры  эпохи.  Семнадцатый  век   -   время,  когда  не  толькотеоретические, но и экспериментальные  науки  делают гигантский шаг  вперед,когда опытное знание кладется в основу философских систем,  время  Декарта иНьютона,  Паскаля и Лейбница.  Картина Рембрандта - яркое выражение духовныхустремлений его современников.     По мнению некоторых критиков, три знаменитые картины - "Урок анатомии",632-ой  год,  "Ночной  дозор",  642-ой  год,  и  "Синдики",  66-ый  год,представляют  собой  три  манеры письма  Рембрандта. Это  деление  имеет  топреимущество,  что  оно  вносит  определенный  метод  в  сложное  и  трудноеисследование  произведений  Рембрандта,  но  оно  в  то  же  время  являетсярискованным и поверхностным. Рембрандт никогда не менял манеры письма. Он неподчинялся  в  живописи  никаким   влияниям,  за  исключением  Ластмана.  Онразвивался  вполне самостоятельно и материал  для изменений черпал только издействительности и  из  самого себя.  Таким  образом, можно сказать,  что  уРембрандта  была одна манера  - его  собственная,  или что  у  него их  былобесконечное  множество,  смотря  по  тому,  принимать  ли  во  внимание  егопостоянное  и  непрерывное  развитие,  или  его  необычайное  обновление  изпятилетия в пятилетие, а иногда из года в год.     Несомненно, что  портреты, написанные в  то  же время, лучше, чем "Уроканатомии"  доказывают,  каким  проницательным и сильным наблюдателем был ужеРембрандт в двадцать пять лет.     Свежие,  смелые  произведения  молодого художника до  известной степенипоражали, но, несомненно, и очаровывали  современников. Рембрандт становитсяцентром   кружка  последователей,   стремящихся   овладеть  колористическимисекретами рембрандтовской палитры.  Фердинанд Боль, Карел Фабрициус и другиеработали под руководством Рембрандта и развивали его манеру.     Под мастерскую  Рембрандт  снимал  обширный товарный склад, который припомощи бумажных и парусиновых  перегородок  разделялся на камеры, где каждыйиз  учеников  мог   работать,   не  мешая  другому.  Изучение  живой  натурывыдвигалось  на   первый   план,   причем  Рембрандт  рекомендовал  избегатьискусственных  поз,  которые  являлись  обычным  школьным  достоянием.   Дляраспространения его композиций ученики  делали с них офорты, предназначенныек продаже.  Они занимались также копированием работ учителя,  и  такие копииРембрандт часто проходил своей кистью.     Успех  "Урока  анатомии"  привлек  в  мастерскую  Рембрандта  некоторыхизвестных  и  знатных амстердамцев, впрочем, вскоре ее покинувших. Рембрандтзапечатлевает  их в портретах, свободных по тону  и отделке. В это время егомоделями были:  доктор Тульп, поэт Ян Круль, государственный секретарь МорисГюйгенс, бургомистр Пеликорн и его жена Сюзанна ван Коллен, пастор Алансон иего  супруга и, наконец, Мартин  Дай и особенно  его жена Матильда ван Дорн,атласный костюм которой, по-видимому, выбран самим Рембрандтом, настолько онблещет ювелирной роскошью.     Рембрандт   на   короткое   время   становится  портретистом   знатногоголландского  бюргерства   и  в  несколько  месяцев  затмевает  всех   своихконкурентов,  заказы сыплются  со  всех  сторон. Теперь  самые  влиятельные,богатые граждане Амстердама  добиваются, чтобы Рембрандт запечатлел их обликна своих картинах. Знатные  господа, купцы, проповедники  терпеливо  ожидаюточереди  для  позирования.  Среди них и  богатый амстердамский купец НиколасРютс, и купец Мартин Лоотен, совершавший свои сделки в Лейдене и Амстердаме,и купец из  Данцига,  и  богатый кондитер  из Амстердама. Рембрандт  создаетпортреты английского проповедника Джона Элисона и его жены, богатого бюргераМартина Солманса, принца Фредерика Хендрика и многих других.     Рембрандт добросовестен и доволен сознанием того,  что мировой  город внем нуждается. За  два года он пишет более пятидесяти заказных портретов, несчитая  тех картин, гравюр и рисунков,  которые  выполняет  для собственногоудовольствия. Чтобы конкурировать с первыми живописцами Голландии, он долженбыл  работать, приноравливаясь к  их манере,  ибо  к  ней привыкла  публика.Поэтому  парадные  портреты  632-634-го  годов  наименее   характерны  длятворчества Рембрандта. Ряд деловитых мужчин  в широкополых шляпах и в темныхмонотон
 

Даная Рембрандт Хармес ван Рейн
Даная Рембрандт Хармес ван Рейн
Автопортрет с Саскией на коленях Рембрандт Хармес ван Рейн
Автопортрет с Саскией на коленях Рембрандт Хармес ван Рейн
Иеремия, скорбящий о разрушении Иерусалима Рембрандт Хармес ван Рейн
Иеремия, скорбящий о разрушении Иерусалима Рембрандт Хармес ван Рейн
Христос, изгоняющий менял из храма Рембрандт Хармес ван Рейн
Христос, изгоняющий менял из храма Рембрандт Хармес ван Рейн
Рембрандт ван Рейн о голландском живописце, рисовальщике
e-mail: airkus@mail.ru
ArtNow - картины и художники
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяГалереяСтатьи