ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяДом-музей художникаРейксмюсеум
Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Рембрандт
“Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене...”
Главная
Поиск

страница 27

рным  и белым,  ничего боле, и это - в живописи! Цвет почтиотсутствует,  но  общий  тон  портрета  выдержан  бесподобно.  На картине ненарисована атмосфера, а  между тем чувствуется воздух. Рельеф  ослаблен,  и,тем не менее, выпуклость форм передана с совершенством; неподражаемая манерабыть точным, не  впадая  в мелочность, противополагать  самую тонкую  работусамому обширному целому, выражать тоном  роскошь  и великолепие вещей. Однимсловом,  меткость   глаза,   чуткость  кисти,   которые  могли   бы  создатьвсеевропейскую славу мастеру  - вот  те удивительные качества,  до  которых,работая  в  жанре заказного портрета,  возвысился тот же  художник,  которыйнаписал "Урок анатомии".     В   Амстердаме   продолжается  период  успеха,  признания,   богатства,совпадающий  со временем  личного счастья художника. В 634-ом году он,  сынмельника, плебей  по происхождению, чей  отец не имел никаких других званий,кроме "сын  Герритса", неведомо по какой счастливой случайности  женится  настрастно любимой девушке,  знатной патрицианке Саскии ван Эйленбурх, котораянасчитывает среди  своей  родни  магистратов, писателей,  советников и  дажехудожника Вибранта де Хеста, представленного в Штутгартском музее прекраснойкартиной.     Саския рано осталась  сиротой. Одна из шести ее сестер взяла ее к себе.Саския вышла замуж двадцати двух лет. Из дошедших до нас  документов  видно,что отца Рембрандта в это время уже не было в живых; таким образом, согласиена его брак последовало от одной лишь матери.     С  какой радостью,  с каким воодушевлением, с  каким  неистовством ввелРембрандт  Саскию в  свой  дом на Блюменграхте,  где  многочисленные ученикизаполняли его  мастерскую,  являясь свидетелями признанного  уже  мастерстваРембрандта. Праздники, судя по всему, сменялись  праздниками, как счастливыедни   сменяются   тревожными.   Порядки   и   законы,  столь  нерушимые  дляамстердамских мещан, не  существовали для дружной  семьи художника, во главекоторой стоял  восходящий гений.  Все с  восторгом приветствовали пришествиеюной и пламенной царицы,  всецело преданной любви  и ее триумфам,  как новуюэру добровольного подчинения веселому деспотизму.     Рембрандт,  в  силу  своего  страстного и  необузданного  темперамента,должно  быть,  принадлежал  к  числу мужчин, которые  охотно  признают  себяпобежденными перед  взором  женщины  хотя бы потому, что они  чувствуют себяслишком  сильными.  Без  сомнения,  он  уступал  ей  во  всем,  чего  бы  нипотребовали каприз и  фантазия, зародившиеся в беспредельной области женскихприхотей. Со  страстью и почитанием преклонялся  Рембрандт перед  женой. Онаже,   уверенная  в  своей  власти,  не  страшилась  роли  жены  и  любовницыодновременно,  и  две  человеческие  воли,   каждая  принося   свою  жертву,загорелись общим восторгом.     Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь  мир.  В европейском искусстве оназаняла  то  же  место,  что и  Форнарина  Рафаэля,  Елена  Фоурмен  Рубенса,возлюбленная Тициана и певица Забела-Врубель - муза Врубеля. Все они не быликрасавицами - ни Саския, ни Забела, но бедным и плоским было бы без них нашепредставление  о  красоте и женственности.  Неправильность  задорного личикаСаскии опьяненный  счастьем Рембрандт и не  думает  скрывать. Когда началасьжизнь его с  Саскией, полная безумия и радости,  он рисует ее так же, как дотого рисовал себя,  с тем же блеском и роскошью. Более того, Саския помогаетему  реализовать  его  истинное  искусство,  искусство сверхъестественного ичудесного.     Античный  миф сообщает нам,  как  Прозерпину  - дочь богини  плодородияЦереры  -  похитил  и  взял  в  жены бог царства  мертвых  Плутон  (Аид).  Вмифологической картине "Похищение Прозерпины",  632-ой год, Берлин  (высотавосемьдесят  два,  ширина   семьдесят  восемь  сантиметров),   Рембрандт  нагуманистических наслоениях  своей образованности  строит сцену  из волшебнойсеверогерманской  сказки.  Он  бурно рвет официальные  путы и  вкладывает  впереживания изображаемых четырех действующих  лиц безудержную, совершенно неантичную, наивную и немного неуклюжую страстность.     В  центре  картины  изображена  падающая  навзничь  Прозерпина  -  юнаябелокурая красавица в светлой длинной одежде, выбранная  хозяином подземногоцарства  в  богини.  Отчаянно защищаясь, запрокинув  голову,  она  впиваетсяногтями  в красное бородатое  лицо подхватывающего ее на руки закутанного вовсе  красное бога тьмы;  вцепившиеся  в края  ее бледно-желтой, с розоватымиоттенками  одежды  подруги (слева от нас)  стремятся вырвать  ее из  объятийпохитителя - но их отчаянные усилия напрасны. В ужасе влекутся они направо ик  нам,  за  стремительно  мчащейся   золотой  колесницей,  под  управлениемуверенного бога готовой ввергнуться в пучину.     Окружающий сцену пейзаж - громадный просвет чистого синего неба в левойполовине картины, а под ним - буйная зеленая растительность, а вверху справа- верхушка  фантастического дерева - дан  драматически. Пространство картиныполно  движения  - чернобородый властелин,  привстав с колесницы и  спокойнообернувшись назад, благодаря чему  мы видим в профиль его  пышущее здоровьемлицо,  еще  увер
 

Портрет сидящей пожилой женщины Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет сидящей пожилой женщины Рембрандт Хармес ван Рейн
Снятие с креста Рембрандт Хармес ван Рейн
Снятие с креста Рембрандт Хармес ван Рейн
Пророк Валаам и ослица Рембрандт Хармес ван Рейн
Пророк Валаам и ослица Рембрандт Хармес ван Рейн
Ангел оставляет семейство Товии Рембрандт Хармес ван Рейн
Ангел оставляет семейство Товии Рембрандт Хармес ван Рейн
Рембрандт ван Рейн о голландском живописце, рисовальщике
e-mail: airkus@mail.ru
ArtNow - картины и художники
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяГалереяСтатьи