ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяДом-музей художникаРейксмюсеум
Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Рембрандт
“Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене...”
Главная
Поиск

страница 28

еннее прижимает  к себе бьющуюся в  его исполинских объятияхжертву, и  в  такт  ее  движениям,  как  языки холодного пламени, дьявольскиизвиваются травы и деревья. Тем временем черные кони Аида несутся мимо нас вдымящуюся  бездну, разверзающуюся  за правым нижним углом  картины, - и  надэтим  входом  в бездну  сгущается черный  дым, и такой же  дым стелется  надземлей на задних планах, там, где промчался на своей колеснице Плутон.     Таинственность  преддверия  царства теней  заражает  зрителя. Последнийотблеск  неживого солнца  на  мятущейся фигуре Прозерпины должен погаснуть всмолистой мгле дымящейся  пропасти.  Мы  слышим шум травы,  грохот маленькихметаллических колес, конский топот, душераздирающий крик Прозерпины.     В эти переживания вложено много личного: Рембрандт здесь - Плутон, Аид;как  и  бог  подземного царства, он похищает свою невесту, Саскию. Но в этойкартине,  как и в  других  произведениях,  действие  которых  происходит  наоткрытом  воздухе,  при  солнечном  освещении,  в пейзаже,  еще  отсутствуетсогласованность  между   бьющей   через   край   силой  воплощения  идеи   ифилигранностью   живописного   исполнения.  Картина  написана  так  тонко  итщательно, что в траве первого  плана можно различить каждый листик и каждуюжилку,  и  так  же  педантично исполнены  маковки цветов, размером не большенескольких   миллиметров,   и  тончайший  рисунок   растягиваемых   подругамПрозерпины ее  одежд,  и развевающийся  плащ Плутона.  Но,  может  быть, этосвадебные наряды Саскии и Рембрандта?     Лучше всего мы знакомимся с Саскией по чудесному рисунку в Берлине, подкоторым собственноручная небрежная надпись Рембрандта гласит: "Это - портретмоей  жены, когда ей был  двадцать  один  год, на третий день  после  нашегообручения. Рембрандт. Год 633-ий".     Портрет   интимный,  домашний.   Улыбающаяся   девушка  в   широкополойсоломенной   шляпке,   украшенной  цветочной   лентой,  сидит   за   столом,облокотившись на  него локтем  левой руки; пальцами  правой руки  она вертитцветок гвоздики.  У нее чисто  голландский, простой  тип лица,  внимательныеглаза, слегка  мясистый носик, прелестные ямочки на  щеках, припухлая нижняягуба. Можно  думать, что Саския обладала  всем тем, чего недоставало  самомуРембрандту или было заложено в нем как тайное влечение, как желание.     Рембрандт  был  тяжеловесен,  флегматичен  с  виду,  а  тут  перед  нимпозировало  полное  темперамента  прелестное радостное  существо  в  свежей,мгновенной  позе предсвадебного кокетства.  В  Саскии восхищает плутоватостьглаз и  ротика, который, вероятно, также  умел  и дуться. Стройные,  длинныепальчики левой  руки  тонко  и  легко  лежат на  виске, а мизинец  играет  сэластичной кожей под глазом.     Рисунок  исполнен  так называемым  серебряным карандашом, известном ещеримлянам; он давал  слишком светлые  линии  на  бумаге,  и  потому  классикиВозрождения и Рембрандт чаще  рисовали им по пергаменту.  На примере рисункаРембрандта,  изображающего Саскию,  можно убедиться, что серебряный карандашпозволял делать очень тонкую штриховку, тщательную проработку формы. Если быне красновато-коричневый оттенок  тончайших  линий,  рисунок  можно  было быпринять  за  оттиск  с металлической  доски.  Рембрандт  не только применяетставшую  старинной   уже  в  его  время  технику  серебряного  карандаша  попергаменту, но  и  восходящие  к  искусству  итальянского Возрождения приемыобрамления. Сверху рисунок  закруглен,  снизу, как пьедестал, горизонтальнойчертой имитирующий верхний край стола,  отделена нижняя треть рисунка, где исделана надпись.     Саския всегда  рядом с ним, юная  и сияющая. Бурные  и нежные  любовныеночи;  дни,  озаренные  пьяной  радостью  творчества.  Он  пишет  с каким-тосамозабвением, без устали гравирует; любовь  Саскии, безоблачное  счастье ихмолодого супружества рождают в  нем чувство всемогущества. Он стал знаменит,его чествовали, им восхищались! Он был в моде. Но всегда, среди любой работыего  тянуло  писать  одну только Саскию. Пусть  купцы  и  доктора дожидаютсязаказанных  ими  больших групповых  портретов,  -  его  любовь прежде всего!Порой, когда  Саския хлопотала  по  хозяйству, он  тихонько  подкрадывался кполуоткрытой двери  и восхищенным взором наблюдал  за  ней, а затем быстро ибезошибочно  запечатлевал ее образ  на  первом попавшемся  под  руку  клочкебумаги,  на  серебряной  или   медной  пластинке.  Ему  доставляло  огромноеудовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Ее  удивление,ее  радость приводили  его в восторг, однако больше всего он любил заставатьСаскию  врасплох в ее  тихой  комнате.  Он  подхватывал ее  на  руки,  и онашаловливо  сопротивлялась и, смеясь  от неожиданности, крепко прижималась  кего груди. Он нес ее в залитую солнцем мастерскую и усаживал рядом с собой всамый сноп солнечного света, в котором плясали  золотые пылинки. Оставшись сней  наедине,  он  жадными пальцами ощупывал ее фигуру, расстегивал платье исмотрел на Саскию таким дерзким взглядом, что  она смущалась и краснела,  новсе же отвечала ему улыбкой.     Он  порывисто  и  жарко  целовал  ее,  любуясь  ее  гладкой, отливавше
 

Автопортрет с муштабелем Рембрандт Хармес ван Рейн
Автопортрет с муштабелем Рембрандт Хармес ван Рейн
Давид с головой Голиафа перед Саулом Рембрандт Хармес ван Рейн
Давид с головой Голиафа перед Саулом Рембрандт Хармес ван Рейн
Флора (портрет Саскии в виде Флоры) Рембрандт Хармес ван Рейн
Флора (портрет Саскии в виде Флоры) Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет дамы со страусовым пером Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет дамы со страусовым пером Рембрандт Хармес ван Рейн
Рембрандт ван Рейн о голландском живописце, рисовальщике
e-mail: airkus@mail.ru
ArtNow - картины и художники
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяГалереяСтатьи