ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяДом-музей художникаРейксмюсеум
Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Рембрандт
“Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене...”
Главная
Поиск

страница 32

олландских будней. Его мастерство, его краски, дивное освещение, которое онсоздал и которым он одарил искусство, предназначили его к этой миссии. Он небыл исключительно религиозным  живописцем,  ни творцом фантастических драм иживописных снов, ни символистом. Под его кистью чудо кажется совершившимся так  много  он вкладывал в  него глубоких, чисто человеческих  чувств. Он неоставляет  места  сомнению  в  том,  что  он изображал. Мир,  созданный  еговоображением,  так натурален,  что  мы верим в  него так  же  легко,  как  всуществование  красивой дамы на какой-нибудь картине его соотечественника  Метсю или Терборха -  сидящей за столом и  подносящей  к устам сочный  плод,который она только что взяла с серебряной или раззолоченной тарелки.     Обратившись, таким образом, к  живописи сверхъестественного, он находитудовольствие в изображении тех, кто внушал ему любовь к ней: на его картинахмы видим раввинов с длинными бородами и изогнутыми носами, с глубоким взороми   внушительными  манерами   священнослужителей.  Чтобы  сделать   их   ещевеличественнее   и   торжественнее,  он  наряжает  их   в   богатые   плащи,темно-красные шубы и тюрбаны с тонкими,  хрупкими султанами -  украшениями ввиде  пучка  перьев, в  которых иногда  сияют  драгоценные  камни.  До этоговремени художник только укреплял свое  мастерство, и  его легко понимали: онбыл,  прежде  всего,  художником-портретистом.   Но  вскоре   он  становитсядуховидцем.  Он  сводит  знакомство  с  амстердамскими эмигрантами из  странВостока.  Его  видят  у  старых  раввинов,  которые,  объясняя  ему  Библию,утверждают  достоверность  необычайного  и сверхъестественного, дают текстамСвященного писания необычное, как бы озаряющее толкование и вызывают к жизнискрытые мечты,  которые он  носил  в себе. Рембрандт  становится  художникомчудесного.     Вслед за тем манера  Рембрандта становится смелее, рисунок - свободнее.Его радуют пышные, богатые краски, его мазок  становится глубоким  и сочным.Он  целиком  отдается  жизни.  Он прислушивается  только к  себе  и начинаетпонимать себя. Он быстро достигает  этого. То немногое, чем Рембрандт обязандругим, он  так  глубоко претворяет, что  оно становится  его собственным. Сэтого  времени он  становится  тем  гением,  который раскрывает только  своюсобственную  эволюцию, то есть настоящим, великим  Рембрандтом,  к  которомуотносится  все  сказанное  в начале  нашего  повествования, и которое полнееохарактеризует  конец его.  Здесь  начинается  его  торжественное  шествие квершинам вечной славы.     В ряде мелких картин,  так называемых "философах", около 633-го  года,парижский  Лувр,  Рембрандт снова, как и в написанном  за  три года до  того"Апостоле Павле", затрагивает тему, которая впоследствии стала  у него однойиз главных. Он снова пишет одинокого мудреца, погруженного в размышления, нотеперь Рембрандт  успешно  справляется с поистине  грандиозными  творческимизадачами. Вот одна из  этих картин: ее длина тридцать  три, высота  двадцатьдевять сантиметров  - но, несмотря  на эти мизерные для  живописной  картиныразмеры,  она кажется монументальной. В нескольких десятках метров  от нас вполутемном  помещении,  справа  от  светлого  окна,  сидит,  лицом   к  нам,седобородый старик в тускло-красном  длинном одеянии  и ярко-красной круглойшапочке. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Во всем его обликенет  ничего  ни  преднамеренного,  ни  иносказательного.  С  трудом различаяпредметы - справа от нас высокую винтовую лестницу,  ведущую на второй этаж;квадратные каменные плиты  пола  на  первом плане; очаг  на полу,  в  нижнемправом углу, разжигаемый нагнувшейся старой служанкой,  -  с усилием как  быраздвигая  напирающую  отовсюду  тьму,  зритель  чувствует  себя  участникомвоссоздания художником этого средневекового интерьера.     Небесный свет, струящийся из окна и  служащий истинной пищей  философа,символически сопоставлен с источником земного, утилитарного света -  с огнемочага,  зажженным  для подкрепления плоти. При этом площадь, занимаемая яркоосвещенным окном  слева наверху, явно  доминирует  над слабой вспышкой очагавнизу  справа.  Противопоставление  духа и  плоти  получает  здесь  также  ипространственную  выраженность,  но  Рембрандт не  удовлетворяется  и  этим.Центральную  вертикаль  композиции  занимает винтовая лестница,  ведущая  навторой этаж; Рембрандт придал ей сложную спиралевидную форму. Она  похожа нагигантскую   латинскую   букву  "S",  которая  наверху  прикасается  к  краюизображения. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то  сверху(в  нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Таким образом,лестница  представляется  нам   скрученной  в  форме  латинской  буквы   "S"гармошкой.  Ее  ступени,  ярко  освещенные  у  пола, постепенно уходят вверхнаправо, в тень  лестничного  проема,  поглощаются  мраком  в  самом  центреизображения (середина буквы), но затем,  совершив спиральный  подъем влево ивверх,  вновь  выходят  на  свет, освещенные уже  снизу. В этом  прохожденииступеней  сквозь свет  и  мрак  зритель невольно  усматривает  символическоеподобие хода мыслей философа.  
 

Самсон и Далила Рембрандт Хармес ван Рейн
Самсон и Далила Рембрандт Хармес ван Рейн
Святое семейство Рембрандт Хармес ван Рейн
Святое семейство Рембрандт Хармес ван Рейн
Евангелист Матфей и ангел Рембрандт Хармес ван Рейн
Евангелист Матфей и ангел Рембрандт Хармес ван Рейн
Аристотель перед бюстом Гомера Рембрандт Хармес ван Рейн
Аристотель перед бюстом Гомера Рембрандт Хармес ван Рейн
Рембрандт ван Рейн о голландском живописце, рисовальщике
e-mail: airkus@mail.ru
ArtNow - картины и художники
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяГалереяСтатьи