ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяДом-музей художникаРейксмюсеум
Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Рембрандт
“Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене...”
Главная
Поиск

страница 39

ти  -  шероховатого  или гладкого.  Обыгрывались,  как у Караваджо,рефлексы  на  поверхностях и контрасты  света  и тени  для усиления  внешнейвыразительности,    объемности   действенного   начала.    Постепенно   светпревращается  у  Рембрандта  в  главное  средство глубокого и  всестороннегораскрытия   внутреннего   содержания   произведения.  Так,   параллельно   собострением внимания к библейским легендам, Рембрандт всецело поглощен чистоживописными проблемами и, главным образом, проблемой светотени.     Мы познакомились  с серией  картин, посвященных Ветхому Завету.  Однакопараллельно Рембрандт шел  и другим путем. Никем, кроме Рембрандта, не моглабыть  написана  такая  картина,  как "Снятие с  креста", ныне находящаяся  вЭрмитаже; она имеет вертикальный формат (высота сто пятьдесят восемь, ширинасто семнадцать сантиметров) и написана в 634-ом году. Через сто восемьдесятлет после  создания, в  84-ом  году, она  появилась  в  России  в  составесобрания императрицы Жозефины из замка Мальмезон близ Парижа.     "Снятие   с  креста"  -  один   из  наиболее  распространенных  сюжетоврелигиозной  живописи.   На   протяжении  веков  он  вдохновлял  итальянскиххудожников,    к    этой   теме   обращались   и   нидерландские   живописцыпятнадцатого-шестнадцатого веков. Творчество этих художников было связано  страдициями  средневекового искусства и проникнуто духом строгого  церковногоучения. Однако самый выдающийся из  них  - Рогир ван  дер Вейден (годы жизни399-464-ый)  -обогатил искусство Нидерландов передачей движений и особенночувств, таких как горе, гнев или радость в соответствии с сюжетом, хотя он ивоздерживался  от  индивидуализации  образов  и  переноса сцены  в  реальнуюконкретную обстановку.     Средневековые  религиозные  формы   в   искусстве   были   окончательнопреодолены старшим современником Рембрандта Питером Паулем Рубенсом, которыйполностью  отказался  от  замкнутости, изолированности  изображаемых сцен, истал  решать  свои  картины  как часть  необъятного  окружающего  мира.  Онизахватывали  зрителя своей зрелищностью,  интенсивностью стиля, напряженнымиритмами, красочностью.     Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Картина Рубенсатоже находится в Эрмитаже. Задача была поставлена Рубенсу так: тяжелое тело,снятое  с  точки  опоры,  принято на  руки  шести участвующих  лиц,  которыесоединены   в  общем  акте   действия  вокруг   своей   ноши   как  колонны,поддерживающие крышу храма  -  каждый  сам по  себе  связан  с  другими лишьпринятием  общего  груза.  И, как  бы  стоя  за  пределами  места  действия,издалека, зритель  наблюдает за  священнодействием снятия с  креста:  плавноопускающееся тело Христа и принимающие его величавые фигуры шестерых святых.Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта; изображены они в яркихреалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известныхэлементов условности; несмотря на ночь  (фон картины темный)  локальные,  тоесть свойственные  предметам  при их  естественном  дневном освещении,  тонаодежд выступают во всей чистоте и яркости, а  протянутые слабые руки молодыхженщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца.     Однако в Нидерландах, выдержавших  упорную, трудную, кровавую  борьбу свнешними врагами, тема  Голгофы  (Голгофой  называлась  гора, на которой  поевангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя.И Рембрандт ван Рейн, плоть от плоти и  кровь от крови своего народа,  писалэту  картину  как изображение общего,  всех равняющего,  глубокого горя. Егокартина - подлинная и увиденная участником  события, горюющим и  озабоченнымчеловеком  из  толпы,  окружившей крест.  Вместо  огромного алтарного образаРембрандт пишет  среднюю  по размерам  картину  кабинетного формата.  Вместовеликолепных, атлетически сложенных, гибких в своих движениях героев Рубенса- нескладные фигурки  простых  людей, суровых  в  охватившем их  горе. Ночь,упомянутая  в  легенде,  и  со  всей  конкретностью  рисующаяся  воображениюхудожника, окутывает мраком всю группу  и с трудом позволяет разглядеть иныефигуры.  Построенная  пирамидально главная группа,  ограниченная по сторонамдиагоналями  лестниц, имеет  своим смысловым  и  живописным центром  мертвоетело, которое  неловко,  с  трудом  поддерживает забравшийся на  самый  верхплотный,  коротко  стриженый  мужчина  средних лет.  Юноша, взбирающийся  наприставленную справа к кресту лестницу,  держит в  руках зажженную свечу; онзащищает огонь от дующего слева ветра  своей шапкой и вместе с тем заслоняетею  пламя  от наших  глаз. Скользящий желтый свет  падает на тело  Христа  вцентре картины; с напряжением принимает его тяжесть стоящий справа от крестаседобородый старец.     Если  у  Рубенса  обнаженное мертвое  тело  Христа сохраняет  и  мощнуюмускулатуру, и благородные очертания,  то у Рембрандта это -  жалкий комочекматерии, бессильно  свисающий на руки старика-апостола. Тело Христа, жалобноповисшее, изогнулось, и его вид - напряженная  правая рука,  за  которую егоеще держат  наверху,  и висящая  мертвая левая,  его  только что качнувшаясяокровавленная голова  и  ск
 

Флора (портрет Саскии в виде Флоры) Рембрандт Хармес ван Рейн
Флора (портрет Саскии в виде Флоры) Рембрандт Хармес ван Рейн
Иеремия, скорбящий о разрушении Иерусалима Рембрандт Хармес ван Рейн
Иеремия, скорбящий о разрушении Иерусалима Рембрандт Хармес ван Рейн
Евангелист Матфей и ангел Рембрандт Хармес ван Рейн
Евангелист Матфей и ангел Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет дамы со страусовым пером Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет дамы со страусовым пером Рембрандт Хармес ван Рейн
Рембрандт ван Рейн о голландском живописце, рисовальщике
e-mail: airkus@mail.ru
ArtNow - картины и художники
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяГалереяСтатьи