ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяДом-музей художникаРейксмюсеум
Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Рембрандт
“Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене...”
Главная
Поиск

страница 42

ружием покойного - святого Лазаря, друга Христа. Внизу, передвыходом, на гравюре справа - раскрытая могила, каменный гроб.     Занавеси высоко подняты, и  в гроб льется  солнечный свет, ярко освещаявозлежащего  по   горизонтали,  головой  влево  от   зрителя,  мертвеца.  Мычувствуем,  как  плечи его  и шея как бы наполняются энергией; тихо,  еще  вглубоком сне возвращается он к жизни. Земля как бы поднимает гробницу противволи своей в каком-то катаклизме, потрясающем и побеждающем ее; мы явственновидим, как захороненный поднимает голову, охваченную белой перевязью на лбу.Судорожная  гримаса  пробегает  по  его оживающему  лицу  -  и  всеми  этимипревращениями  управляет стоящий на опрокинутой  к  нам  каменной  могильнойплите, слева от Лазаря, в центре изображения, спиной к нам, Христос.     Этот босой великан  в  длинной,  ниспадающей  серой одежде, с курчавымичерными волосами,  импозантно выпрямившись, уперев  правую  (близкую к  нам)руку  в  бок  и  вытянув  левую вверх, спокойно,  лицом к  лицу  со смертью,повелевает исконным таинственным силам природы. Волнообразные складки на егоодежде очень круты,  почти осязаемы;  по  ним проходит  резкая граница  тени(слева) и света (справа). Все определенно и твердо; Христос похож на статую,отлитую  из бронзы. Его  фигура  кажется монументальной в том смысле, что ееотлили в форме металлического монумента, и она так и застыла; ясно, что этотХристос,  находящийся в непонятном равновесии, создан из мертвого материала.Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам - босым ногам - еще и третью.     Кажется, что склеп, где происходит чудо, открылся с ужасным треском - идействительно, беззвучный  магический  жест  неподвижной  - и в то  же времяужасно  медленно  поднимающейся -  левой  руки  Христа  раздается, как  ударлитавр, резонансом в пещере.     Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Контур  торжественнойфигуры Христа,  немного сдвинутый влево от вертикальной  оси  офорта, как быповторяет очертание арочной  формы изображения  в целом. Освещенная гробницаЛазаря справа  и  затененная  каменная  плита  слева организуют  сценическуюплощадку.  В  углах   этой  площадки  находятся  вылепленные  во  весь  ростнемногочисленные свидетели чуда.  Все  они обращены к оживающему мертвецу, исреди них господствует ужас.  Он находит выражение как в позах и мимике лиц,так  и особенно в  жестах рук. Среди тех, что  толпятся  в глубине, у выходасправа, сразу бросается в глаза ярко освещенный высокий и  плотный человек врабочей  одежде и  поварском колпаке, широко  и  нелепо раскинувший  руки  срастопыренными пальцами, который сейчас упадет навзничь, вглубь пространстваофорта. Другая странная фигура - одна из сестер воскресшего, ближе остальныхк  нам,  изображенная  силуэтом в  нижнем правом углу, на первом плане - онаподгибает колени, как бы приседая к ногам оживающего брата, и в то же  времяне простирает  к  нему руки, но в  страхе отводит их прочь.  Другая  сестра,между мужчиной в колпаке и гробницей, бросается к покойнику с распростертымиобъятиями.     Между тем  Христос, возвышающийся  над  остальными действующими лицами,слегка  склонив  голову  вправо,  преисполнен  такой   уверенности  в  своеммогуществе,  что его жест, сокрушающий закон смерти, кажется в  то  же времябесконечно  для него легким и  беспредельно простым.  Неожиданные  глубокие,черные тени, не только окаймляющие лист, но  и прорезающие его сверху вниз исбегающие по  спине  Христа,  завершают в  этой  сверхъестественной сцене еетаинственность и величие.     К тому же 633-му году  относится изумительный офорт Рембрандта "Добрыйсамаритянин" (высота двадцать пять, ширина двадцать один сантиметр). Богатыйсамаритянин, житель города  Самарии, привез больного окровавленного бедняка,которого  он  подобрал  на  дороге, в  гостиницу -  с  тем, чтобы  там о немпозаботились  и  вылечили.  Ранний  Рембрандт,  придающий  большое  значениезанимательности   сюжета,   чисто   внешнему   драматизму   и   техническомусовершенству, идет на мелодраматические  отклонения от традиционного сюжета,включает в повествование новых действующих лиц.  Через  пятнадцать  лет,  навысшем этапе  творчества, Рембрандт вернется к легенде о добром самаритянинеи  даст  ей  более  близкую к оригиналу  и в то  же время  более  человечнуютрактовку  в картине  под  тем  же  названием.  В  соответствующем месте  мыподвергнем  эту  картину более  детальному разбору,  а  сейчас  дадим  слововеликому  немецкому  поэту  Иоганну   Вольфгангу   Гете,   который  посвятилзамечательному    раннему     рембрандтовскому     офорту     свою    статью"Рембрандт-мыслитель":     "На  переднем  крае  гравюры  "Добрый самаритянин"  изображена  лошадь,стоящая к зрителю почти боком; и паж держит ее за узду. За лошадью изображенслуга, снимающий  раненого и собирающийся внести его в дом, в который  ведетлестница,  проходящая через балкон. В дверях виден пышно одетый самаритянин,дающий хозяину дома деньги и бережно вручающий раненого его заботам.     Левее виден  выглядывающий из окна  молодой мужчина  в шляпе  с  пером.Справа на незаполненном пространстве фона виден колодец, из которого женщ
 

Вирсавия с письмом царя Давида Рембрандт Хармес ван Рейн
Вирсавия с письмом царя Давида Рембрандт Хармес ван Рейн
Христос, изгоняющий менял из храма Рембрандт Хармес ван Рейн
Христос, изгоняющий менял из храма Рембрандт Хармес ван Рейн
Конный портрет Фредерика Рила Рембрандт Хармес ван Рейн
Конный портрет Фредерика Рила Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет молодой женщины с жемчужинами в берете Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет молодой женщины с жемчужинами в берете Рембрандт Хармес ван Рейн
Рембрандт ван Рейн о голландском живописце, рисовальщике
e-mail: airkus@mail.ru
ArtNow - картины и художники
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяГалереяСтатьи