ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяДом-музей художникаРейксмюсеум
Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Рембрандт
“Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене...”
Главная
Поиск

страница 42

ружием покойного - святого Лазаря, друга Христа. Внизу, передвыходом, на гравюре справа - раскрытая могила, каменный гроб.     Занавеси высоко подняты, и  в гроб льется  солнечный свет, ярко освещаявозлежащего  по   горизонтали,  головой  влево  от   зрителя,  мертвеца.  Мычувствуем,  как  плечи его  и шея как бы наполняются энергией; тихо,  еще  вглубоком сне возвращается он к жизни. Земля как бы поднимает гробницу противволи своей в каком-то катаклизме, потрясающем и побеждающем ее; мы явственновидим, как захороненный поднимает голову, охваченную белой перевязью на лбу.Судорожная  гримаса  пробегает  по  его оживающему  лицу  -  и  всеми  этимипревращениями  управляет стоящий на опрокинутой  к  нам  каменной  могильнойплите, слева от Лазаря, в центре изображения, спиной к нам, Христос.     Этот босой великан  в  длинной,  ниспадающей  серой одежде, с курчавымичерными волосами,  импозантно выпрямившись, уперев  правую  (близкую к  нам)руку  в  бок  и  вытянув  левую вверх, спокойно,  лицом к  лицу  со смертью,повелевает исконным таинственным силам природы. Волнообразные складки на егоодежде очень круты,  почти осязаемы;  по  ним проходит  резкая граница  тени(слева) и света (справа). Все определенно и твердо; Христос похож на статую,отлитую  из бронзы. Его  фигура  кажется монументальной в том смысле, что ееотлили в форме металлического монумента, и она так и застыла; ясно, что этотХристос,  находящийся в непонятном равновесии, создан из мертвого материала.Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам - босым ногам - еще и третью.     Кажется, что склеп, где происходит чудо, открылся с ужасным треском - идействительно, беззвучный  магический  жест  неподвижной  - и в то  же времяужасно  медленно  поднимающейся -  левой  руки  Христа  раздается, как  ударлитавр, резонансом в пещере.     Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Контур  торжественнойфигуры Христа,  немного сдвинутый влево от вертикальной  оси  офорта, как быповторяет очертание арочной  формы изображения  в целом. Освещенная гробницаЛазаря справа  и  затененная  каменная  плита  слева организуют  сценическуюплощадку.  В  углах   этой  площадки  находятся  вылепленные  во  весь  ростнемногочисленные свидетели чуда.  Все  они обращены к оживающему мертвецу, исреди них господствует ужас.  Он находит выражение как в позах и мимике лиц,так  и особенно в  жестах рук. Среди тех, что  толпятся  в глубине, у выходасправа, сразу бросается в глаза ярко освещенный высокий и  плотный человек врабочей  одежде и  поварском колпаке, широко  и  нелепо раскинувший  руки  срастопыренными пальцами, который сейчас упадет навзничь, вглубь пространстваофорта. Другая странная фигура - одна из сестер воскресшего, ближе остальныхк  нам,  изображенная  силуэтом в  нижнем правом углу, на первом плане - онаподгибает колени, как бы приседая к ногам оживающего брата, и в то же  времяне простирает  к  нему руки, но в  страхе отводит их прочь.  Другая  сестра,между мужчиной в колпаке и гробницей, бросается к покойнику с распростертымиобъятиями.     Между тем  Христос, возвышающийся  над  остальными действующими лицами,слегка  склонив  голову  вправо,  преисполнен  такой   уверенности  в  своеммогуществе,  что его жест, сокрушающий закон смерти, кажется в  то  же времябесконечно  для него легким и  беспредельно простым.  Неожиданные  глубокие,черные тени, не только окаймляющие лист, но  и прорезающие его сверху вниз исбегающие по  спине  Христа,  завершают в  этой  сверхъестественной сцене еетаинственность и величие.     К тому же 633-му году  относится изумительный офорт Рембрандта "Добрыйсамаритянин" (высота двадцать пять, ширина двадцать один сантиметр). Богатыйсамаритянин, житель города  Самарии, привез больного окровавленного бедняка,которого  он  подобрал  на  дороге, в  гостиницу -  с  тем, чтобы  там о немпозаботились  и  вылечили.  Ранний  Рембрандт,  придающий  большое  значениезанимательности   сюжета,   чисто   внешнему   драматизму   и   техническомусовершенству, идет на мелодраматические  отклонения от традиционного сюжета,включает в повествование новых действующих лиц.  Через  пятнадцать  лет,  навысшем этапе  творчества, Рембрандт вернется к легенде о добром самаритянинеи  даст  ей  более  близкую к оригиналу  и в то  же время  более  человечнуютрактовку  в картине  под  тем  же  названием.  В  соответствующем месте  мыподвергнем  эту  картину более  детальному разбору,  а  сейчас  дадим  слововеликому  немецкому  поэту  Иоганну   Вольфгангу   Гете,   который  посвятилзамечательному    раннему     рембрандтовскому     офорту     свою    статью"Рембрандт-мыслитель":     "На  переднем  крае  гравюры  "Добрый самаритянин"  изображена  лошадь,стоящая к зрителю почти боком; и паж держит ее за узду. За лошадью изображенслуга, снимающий  раненого и собирающийся внести его в дом, в который  ведетлестница,  проходящая через балкон. В дверях виден пышно одетый самаритянин,дающий хозяину дома деньги и бережно вручающий раненого его заботам.     Левее виден  выглядывающий из окна  молодой мужчина  в шляпе  с  пером.Справа на незаполненном пространстве фона виден колодец, из которого женщ
 

Святое семейство Рембрандт Хармес ван Рейн
Святое семейство Рембрандт Хармес ван Рейн
Снятие с креста Рембрандт Хармес ван Рейн
Снятие с креста Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет купца Мартина Лотена Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет купца Мартина Лотена Рембрандт Хармес ван Рейн
Флора (портрет Саскии в виде Флоры) Рембрандт Хармес ван Рейн
Флора (портрет Саскии в виде Флоры) Рембрандт Хармес ван Рейн
Рембрандт ван Рейн о голландском живописце, рисовальщике
e-mail: airkus@mail.ru
ArtNow - картины и художники
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяГалереяСтатьи