ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяДом-музей художникаРейксмюсеум
Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Рембрандт
“Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене...”
Главная
Поиск

страница 50

ый  полнокровной  радости имогучей   широты.  Бурный   темперамент,   великолепная  жизненная  энергия,страстное, языческое упоение всеми радостями бытия - вот чувства, которыми впервую  очередь  насыщена картина.  Это поэтическое прославление завоеваннойНидерландской революцией свободы индивидуальности. Ее художник желает всем икаждому: обе  фигуры в  композиции повернуты лицами к зрителю,  и  Рембрандтприветствует  его  своим  щедрым жестом  и  открытым  взглядом.  Великолепиекостюмов  вовсе не противоречит принципиальному демократизму "Автопортрета сСаскией". Наоборот, этой нарядностью Рембрандт словно провозглашает, что всебогатства  и  красоты  мира - достояние всех  людей, что любое  жилище можетстать для них дворцом, что на дивном пиршестве жизни все богаты и веселы.     Такая счастливая утопия встречается лишь в очень немногих произведенияхРембрандта, перед которым вскоре  полностью  раскроются  страшные  конфликтыжизни буржуазного общества. Никогда мы больше  не увидим его таким веселым ибеззаботным,  таким безумным  от счастья  -  не верится, каким задумчивым  иугрюмым станет  Рембрандт через каких-нибудь шесть-семь  лет. Но тем  ценнеедля  нас  это редкое, проникнутое свежей и чистой радостью полотно  великогомастера, чье позднее  творчество  станет  истинным  прозрением  человеческойтрагедии будущего.     Там,  где Рембрандт  стремился выразить  высокую правду своей жизни безвнешних приемов, где он обращался к правдивым человеческим переживаниям - онсоздавал подлинно значительные произведения. К ним, в первую очередь, должнабыть отнесена прославленная эрмитажная "Даная", 636-ой год.     Как никого другого из  современников, Рембрандта притягивало внутреннеебогатство человеческой личности. Каждая индивидуальность открывала ему целыймир. Вот почему путь классической типизации, отсеивающей  все отступающее отобщей  нормы,  был  ему  абсолютно  чужд.  Но  в  любом из  его  неповторимоиндивидуальных  образов,  живущих  каждый  собственной  жизнью,  заключаетсявсегда   огромное  общечеловеческое  содержание,   составляющее  их   особуюпритягательную  силу.  Чисто пластическая  красота,  покоящаяся  на  строгойархитектонике  - выборе формата изображения, точно рассчитанных  акцентах  ивариациях   освещенности,  цвета  и  светотени,   применении   всякого  родаконтрастов  эпического строя формы и  так далее - мало  занимала Рембрандта.Его лица  и  обнаженные тела не  укладывались  в этом  отношении  ни в какиеустановленные рамки. Но было бы, пожалуй, неверно утверждать, что внутренняякрасота его образов  заставляет забывать об их физических недостатках,  нет.Она  преображает  их и, одухотворяя,  делает,  в  свою  очередь,  носителямипрекрасного.     Подобно  тому, как многие  рембрандтовские  композиции  тридцатых годовсозданы   в  своеобразном  соревновании   с   произведениями   прославленныхитальянских  и  фламандских  мастеров, его  "Даная" возникла, очевидно,  каксвоеобразная  параллель  к  "Данаям"   гениального  венецианского  художникапозднего Возрождения Тициана (годы жизни 490-576-ой). Но Рембрандт подошелк  этой  задаче  по-своему.  Если в  тициановских  полотнах,  где образы,  всоответствии   с  ренессансными  представлениями   (ренессанс  по-французскиозначает "возрождение"), воплощены в плане определенного обобщенного идеала,торжествует  чувственное  начало,  то  основа художественной выразительностирембрандтовской "Данаи" заключена  в том, что она представляет собой, преждевсего,  выражение  человеческой  индивидуальности,  в   которой  чувственнаясторона  составляет  только часть  сложной  гаммы переживаний,  объединенныхсильным душевным порывом. Глубиной понимания человека Рембрандт  превосходитздесь Тициана и Рубенса.     "Даная" - не только одна из самых  совершенных, но и  одна  из наиболеезагадочных  картин художника. Уже более ста лет  искусствоведы многих  странведут дискуссию о  нюансах ее трактовки. Название картине дано в присутствииавтора в 656-ом году, когда проводилась опись его имущества. Из кладовой, вкоторой хранилась одежда и другие аксессуары, использовавшиеся  при созданиипортретов, была извлечена картина, внесенная в инвентарную опись под номером347  и  названная "Большая картина Даная"  (ее длина составляет  двести три,высота сто восемьдесят пять сантиметров).     Изображенное на картине во многом не соответствует  привычной трактовкемифа  о  Данае.  Согласно  этому  мифу,  аргосский   царь  Акрисий,  поверивпредсказанию оракула, что погибнет от руки внука, заключил свою единственнуюдочь  Данаю  в медную башню,  куда не мог попасть никто из  смертных.  Данаядолжна  была навеки  остаться одинокой, чтобы у нее никогда не смог родитьсясын, опасный  для старого царя. Но верховный  бог древнегреческой мифологии,Зевс  (соответствующий римскому Юпитеру), проник в башню под  видом золотогодождя. Даная родила от  Зевса сына  -  Персея.  Узнав  об этом, разгневанныйАкрисий распорядился замуровать  дочь  и  внука в ящик и бросить  в море, ноящик был выловлен, заточенные в  нем мать  и сын спасены. Как рассказываетсядалее в легенде,  Персей,  обладавший  огромной  силой и мужеством, совершилмного 
 

Моисей со скрижалями Рембрандт Хармес ван Рейн
Моисей со скрижалями Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет сидящей пожилой женщины Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет сидящей пожилой женщины Рембрандт Хармес ван Рейн
Аристотель перед бюстом Гомера Рембрандт Хармес ван Рейн
Аристотель перед бюстом Гомера Рембрандт Хармес ван Рейн
Евангелист Матфей и ангел Рембрандт Хармес ван Рейн
Евангелист Матфей и ангел Рембрандт Хармес ван Рейн
Рембрандт ван Рейн о голландском живописце, рисовальщике
e-mail: airkus@mail.ru
ArtNow - картины и художники
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяГалереяСтатьи