ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяДом-музей художникаРейксмюсеум
Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Рембрандт
“Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене...”
Главная
Поиск

страница 50

ый  полнокровной  радости имогучей   широты.  Бурный   темперамент,   великолепная  жизненная  энергия,страстное, языческое упоение всеми радостями бытия - вот чувства, которыми впервую  очередь  насыщена картина.  Это поэтическое прославление завоеваннойНидерландской революцией свободы индивидуальности. Ее художник желает всем икаждому: обе  фигуры в  композиции повернуты лицами к зрителю,  и  Рембрандтприветствует  его  своим  щедрым жестом  и  открытым  взглядом.  Великолепиекостюмов  вовсе не противоречит принципиальному демократизму "Автопортрета сСаскией". Наоборот, этой нарядностью Рембрандт словно провозглашает, что всебогатства  и  красоты  мира - достояние всех  людей, что любое  жилище можетстать для них дворцом, что на дивном пиршестве жизни все богаты и веселы.     Такая счастливая утопия встречается лишь в очень немногих произведенияхРембрандта, перед которым вскоре  полностью  раскроются  страшные  конфликтыжизни буржуазного общества. Никогда мы больше  не увидим его таким веселым ибеззаботным,  таким безумным  от счастья  -  не верится, каким задумчивым  иугрюмым станет  Рембрандт через каких-нибудь шесть-семь  лет. Но тем  ценнеедля  нас  это редкое, проникнутое свежей и чистой радостью полотно  великогомастера, чье позднее  творчество  станет  истинным  прозрением  человеческойтрагедии будущего.     Там,  где Рембрандт  стремился выразить  высокую правду своей жизни безвнешних приемов, где он обращался к правдивым человеческим переживаниям - онсоздавал подлинно значительные произведения. К ним, в первую очередь, должнабыть отнесена прославленная эрмитажная "Даная", 636-ой год.     Как никого другого из  современников, Рембрандта притягивало внутреннеебогатство человеческой личности. Каждая индивидуальность открывала ему целыймир. Вот почему путь классической типизации, отсеивающей  все отступающее отобщей  нормы,  был  ему  абсолютно  чужд.  Но  в  любом из  его  неповторимоиндивидуальных  образов,  живущих  каждый  собственной  жизнью,  заключаетсявсегда   огромное  общечеловеческое  содержание,   составляющее  их   особуюпритягательную  силу.  Чисто пластическая  красота,  покоящаяся  на  строгойархитектонике  - выборе формата изображения, точно рассчитанных  акцентах  ивариациях   освещенности,  цвета  и  светотени,   применении   всякого  родаконтрастов  эпического строя формы и  так далее - мало  занимала Рембрандта.Его лица  и  обнаженные тела не  укладывались  в этом  отношении  ни в какиеустановленные рамки. Но было бы, пожалуй, неверно утверждать, что внутренняякрасота его образов  заставляет забывать об их физических недостатках,  нет.Она  преображает  их и, одухотворяя,  делает,  в  свою  очередь,  носителямипрекрасного.     Подобно  тому, как многие  рембрандтовские  композиции  тридцатых годовсозданы   в  своеобразном  соревновании   с   произведениями   прославленныхитальянских  и  фламандских  мастеров, его  "Даная" возникла, очевидно,  каксвоеобразная  параллель  к  "Данаям"   гениального  венецианского  художникапозднего Возрождения Тициана (годы жизни 490-576-ой). Но Рембрандт подошелк  этой  задаче  по-своему.  Если в  тициановских  полотнах,  где образы,  всоответствии   с  ренессансными  представлениями   (ренессанс  по-французскиозначает "возрождение"), воплощены в плане определенного обобщенного идеала,торжествует  чувственное  начало,  то  основа художественной выразительностирембрандтовской "Данаи" заключена  в том, что она представляет собой, преждевсего,  выражение  человеческой  индивидуальности,  в   которой  чувственнаясторона  составляет  только часть  сложной  гаммы переживаний,  объединенныхсильным душевным порывом. Глубиной понимания человека Рембрандт  превосходитздесь Тициана и Рубенса.     "Даная" - не только одна из самых  совершенных, но и  одна  из наиболеезагадочных  картин художника. Уже более ста лет  искусствоведы многих  странведут дискуссию о  нюансах ее трактовки. Название картине дано в присутствииавтора в 656-ом году, когда проводилась опись его имущества. Из кладовой, вкоторой хранилась одежда и другие аксессуары, использовавшиеся  при созданиипортретов, была извлечена картина, внесенная в инвентарную опись под номером347  и  названная "Большая картина Даная"  (ее длина составляет  двести три,высота сто восемьдесят пять сантиметров).     Изображенное на картине во многом не соответствует  привычной трактовкемифа  о  Данае.  Согласно  этому  мифу,  аргосский   царь  Акрисий,  поверивпредсказанию оракула, что погибнет от руки внука, заключил свою единственнуюдочь  Данаю  в медную башню,  куда не мог попасть никто из  смертных.  Данаядолжна  была навеки  остаться одинокой, чтобы у нее никогда не смог родитьсясын, опасный  для старого царя. Но верховный  бог древнегреческой мифологии,Зевс  (соответствующий римскому Юпитеру), проник в башню под  видом золотогодождя. Даная родила от  Зевса сына  -  Персея.  Узнав  об этом, разгневанныйАкрисий распорядился замуровать  дочь  и  внука в ящик и бросить  в море, ноящик был выловлен, заточенные в  нем мать  и сын спасены. Как рассказываетсядалее в легенде,  Персей,  обладавший  огромной  силой и мужеством, совершилмного 
 

Жертвоприношение Авраама Рембрандт Хармес ван Рейн
Жертвоприношение Авраама Рембрандт Хармес ван Рейн
Даная Рембрандт Хармес ван Рейн
Даная Рембрандт Хармес ван Рейн
Христос в Эммаусе Рембрандт Хармес ван Рейн
Христос в Эммаусе Рембрандт Хармес ван Рейн
Ангел оставляет семейство Товии Рембрандт Хармес ван Рейн
Ангел оставляет семейство Товии Рембрандт Хармес ван Рейн
Рембрандт ван Рейн о голландском живописце, рисовальщике
e-mail: airkus@mail.ru
ArtNow - картины и художники
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяГалереяСтатьи