ГлавнаяБиография художникаХронологияИзвестные картиныГалереяДом-музей художникаРейксмюсеум
Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Рембрандт
“Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене...”
Главная
Поиск

страница 45

рете сына боль и тревогу отца.     298.  "Три  собачки с натуры",  Титуса  ван  Рейна.  299. "Раскрашеннаякнига", его же. 300. "Голова Марии", его же.     ...309. Старый  сундук. 30. Четыре стула c сидениями черной кожи. 3.Сосновый стол.     ...338. Две небольшие картины Рембрандта...     Что  стало с двумя  небольшими - без названия - картинами Рембрандта, стремя собачками, написанными с натуры его сыном?..     363. Несколько воротников и манжет.     В  другом  замечательном  портрете Титуса,  выполненном  в 656-ом году(высотой семьдесят один, шириной шестьдесят два сантиметра),  оттенены чертыодухотворенности  и  поэтической   мечты.  Этот  портрет  ныне  находится  вХудожественно-историческом  музее  Вены.  Хрупкий  и  красивый  подросток  втемно-коричневой блузе,  изображенный в  профиль,  удобно откинулся в кресленалево,  сдвинул со лба черный берет,  положил  руки на подлокотники, сжал вних  распахнутую  книгу,  изображенную  в  правом  нижнем  углу  картины,  ипогрузился  в  занимательное  чтение. Он  уже  не здесь. На его худеньком  иоживленном лице дрожит отсвет увлекательного воображаемого  волшебного мира,в который  его  унесла  книга,  и кажется, что  мы  видим, как  тонкие  губыраскрываются,  впитывая  в  себя  взволновавшие  юношу  поэтические  образы.Приподняты точеные брови, полуоткрыт рот, непослушная прядь каштановых волосопустилась из-под берета на лоб, свободно падают крупные, мягкие кудри.     Мы  видим, что чертами похожий на отца, Титус  обладал, однако, тонкой,нежно организованной природой  своей матери; перед нами настоящий принц. Еголицо  очень женственно,  ангелоподобно, как  бы не  принадлежит этому  миру.Тонко  чувствующий  мальчик,  с  детства   научившийся  разделять  невзгоды,обрушившиеся на отца, вырастет в болезненного, талантливого  юношу,  которыйскоро умрет - в возрасте двадцати семи лет.     Венский портрет  Титуса - одно из тех произведений позднего Рембрандта,в которых  с особенной наглядностью  можно проследить  художественные методымастера,   с   помощью  которых   он  воплощает   свои   наиболее   глубокиехудожественные образы. Прежде всего, мы видим, что на венском портрете Титусизображен  с  точки  зрения, находящейся  ниже  его  головы.  Это опять-такипостоянный  прием  Рембрандта,  предпочитавшего  писать  портреты,  сидя  замольбертом,  в  противоположность  многим  другим живописцам,  в  частности,Веласкесу, обычно  писавшему портреты стоя. Именно  этот подъем подчеркиваетромантический взлет образа Титуса.     И, наконец, самое главное  -  свет  и колорит в венском портрете. Мазкикисти  ложатся здесь  широкими  прямоугольниками, лицо  лепится  отдельными,определенно очерченными светлыми тональными пятнами. Краски богаты и горячи;художник  прибегает  для  наложения  их  густыми  слоями к  так  называемомумастихину-шпателю - так называется специальный живописный инструмент  в видеузкой лопаточки из  упругого  гибкого  материала, с прямоугольно  обрезаннымконцом.  Краска  у  Рембрандта перестает  быть  чистым пигментом, каким  онаостается  у большинства  живописцев семнадцатого века. Она становится особыморганическим веществом, как бы обладающим жизненной энергией  и способным наглазах у зрителя совершать свои превращения, то излучая свет на лицо Титуса,то ложась шелковистыми  прядями  его волос, то мерцая белым кружевным уборомна его  рукавах, то превращаясь в неплотно прилегающие друг  к другу книжныестраницы.  Но  в  то  же  время   она  остается  красочной   изобразительнойповерхностью  картины,  со   своей  особой  фактурой,  своим  ритмом,  своейсветотеневой насыщенностью. Этот совершающийся на глазах зрителя непрерывныйпроцесс творческого перевоплощения  и придает такую одухотворенность образампозднего Рембрандта.     Важную  роль в этом смысле играет и свет. В портрете Титуса свет  - этоне освещение, падающее извне на его лицо, фигуру и предметы вокруг; но это ине светотень,  моделирующая его формы. Свет у Рембрандта - это некая стихия,существующая как бы внутри человека, излучающая через его поверхность свет итепло. Именно  в  венском  портрете  Титуса, словно  сотканном  из тончайшихсолнечных лучей, исходящих от лица юноши, с особенной  яркостью  проявляетсята  прозрачность   и  та  воздушность,   которые  присущи  образам  позднегоРембрандта.     Рембрандт стоял у окна. Он не замечал ни пронизывающего ночного холода,ни влажной серебристой  пыли, которую сырость оставляла на грубой ткани  егорабочего  халата, и  вряд ли  он  слышал глухой прибой волн, поднятых ночнойбурей.  Он  провел рукой по  волосам:  где же  его  прежний  ореол  великогомастера? Он всего-навсего бюргер  ван Рейн,  бывший  живописец,  вынужденныйвременно проживать на постоялом дворе...     Жизнь  его  всегда была  очень  бурной  и полной.  Он  забрался слишкомвысоко, стремясь с самого неба сорвать  плоды прекрасного. И рухнул с высотына  мрачную и гнусную землю; его завистники  ныне празднуют свою победу.  Онполучил урок.  Подняться  можно  только раз  в жизни. В пятьдесят лет нечегорассчитывать на благосклонность  изменчивой  судьбы. Он  на  многих примерахубедился:  кто падает,  тот  уже не  подним
 

Бегство в Египет Рембрандт Хармес ван Рейн
Бегство в Египет Рембрандт Хармес ван Рейн
Иеремия, скорбящий о разрушении Иерусалима Рембрандт Хармес ван Рейн
Иеремия, скорбящий о разрушении Иерусалима Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет Яна Сикса Рембрандт Хармес ван Рейн
Портрет Яна Сикса Рембрандт Хармес ван Рейн
Автопортрет с Саскией на коленях Рембрандт Хармес ван Рейн
Автопортрет с Саскией на коленях Рембрандт Хармес ван Рейн
Рембрандт ван Рейн о голландском живописце, рисовальщике
e-mail: airkus@mail.ru
ArtNow - картины и художники
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяГалереяСтатьи